В минувшую пятницу в Третьяковской галерее  один из посетителей музея повредил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Общество гадает: то ли это выходка пьяного, то ли психически нездорового человека. 

По мнению экспертов, подобный вандализм– лучший комплимент художникам. С ними трудно не  согласиться, листая список  шедевров, изуродованных  посетителями музеев.  Достаточно вспомнить «Данаю» Рембрандта, «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Пьету» Микеланджело.  Кстати сказать, полотно Ильи Репина  «Иван Грозный и сын его Иван» не впервые подвергается нападению. В 1913 году иконописец-старообрядец Иван Балашов  с криками «Довольно крови! Долой кровь!» изрезал полотно ножом. 

Картина, производящая столь сильное впечатление на зрителей,  изображает  трагический эпизод из жизни Ивана Грозного, убивающего сына в припадке гнева. Кровь, много крови, кротость умирающего царевича  – все дает понять обезумевшему от горя отцу, что раскаиваться слишком  поздно... 

Работа над картиной давалась художнику тяжело. Он вспоминал: « Писал —... мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное... Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

По мнению психиатров, только великие произведения искусства могут производить такое сильное впечатление на людей, особенно – на эмоционально неустойчивых.  Именно таким, очевидно, и оказался  37-летний приезжий, прибывший в Москву специально, чтобы увидеть это полотно Репина. Выпив перед этим сто граммов водки, он повел себя неадекватно –  схватив первое, что попалось под руку, – металлический столбик заграждения, и нанес им удары по картине, порвав ее в трех местах.

Известно, что расходы по реставрации картины предложил взять на себя Сбербанк России (неужели в наши дни появляются первые меценаты, которыми так славилась Россия дореволюционная?!).  Только первый этап реставрационных работ обойдется в сумму от 5 до 10 миллионов рублей, подсчитали эксперты. Решено, что после восстановления полотно Репина будет выставляться в бронированном стеклянном кейсе – от греха подальше.

В отношении нападавшего заведено уголовное дело по обвинению его в повреждении объекта культурного наследия. В рамках уголовного дела он будет направлен на медико-психиатрической экспертизу. Там и  разберутся, кто стал вандалом: больной или просто выпивший? Ведь известно, что на людей с определенным складом алкоголь порой оказывает неожиданный эффект.  Результат экспертизы будет играть решающую роль при вынесении приговора.

Но если с людьми с неустойчивой психикой все ясно, то гораздо серьезней обстоит дело с теми, кто будучи психически абсолютно здоров, совершает акты вандализма из иных побуждений – религиозных, идеологических. Достаточно вспомнить, как  со стены одного из петербургских домов сбили барельеф, изображавший Шаляпина в образе Мефистофеля. Или как облили мочой несколько картин на выставке «Джон Стерджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер.  Или разгромили выставку в Сахаровском центре. Чем эти мракобесы лучше тех, кто уничтожил археологические памятники  Пальмиры в Сирии, например?  И с ними  закон должен быть строг. Варвары – провокация и для общества, и для государства.