
Признайтесь – большинство из нас ждали начала в своих городах игр мирового футбольного первенства с тревогой. Кто-то даже собирался на это время уехать куда-нибудь подальше. А кто-то даже и уехал. О чем теперь явно жалеет.
Эти две недели лета 2018 года вместо предрекаемого нам разного рода доброжелателями коммунально-бытового кошмара пополам с национальным позором обернулись футбольным праздником. Как оно, собственно, и задумывалось. Когда люди, совершенно далекие от футбола, такие, как ваш покорный слуга, взахлеб и с наслаждением смотрят все футбольные трансляции, проникаясь драматизмом игры – ничуть не меньшим, чем в нашей полной бурь и тревог жизни.
Но, наверное, оттого и смотрим мы футбол, что эта игра – модель жизни. Только спрессованной в 90 минут матчевого времени. И нам безумно интересно, как ведут себя люди в этой жизни. Как добиваются поставленных целей. И даже как умеют проигрывать…
Все это присутствует в нынешнем домашнем мундиале – без преувеличения, одном из лучших футбольных праздников последних десятилетий. Он уже дал нам массу примеров борьбы, страсти и торжества искреннего футбола. И еще обещает дать.
Если и нарушил мундиаль течение нашей жизни, то только тем, что убрал из нее на целый месяц обыденность. А в остальном живется как всегда. Кошмаров не случилось. И даже тысячи разноязыких болельщиков в пестрых нарядах, возникающих на улицах Ростова и других городов – хозяев мундиаля в дни матчей, лишь украшают наше существование. Оказываются милейшими людьми, ничем не напоминающими расхожий образ хулигана-фаната. И понимаешь, что к нам приехали болельщики – представители одного общего братства беззаветно любящих и знающих футбол. Болеть – это нормально, в то время как туповатое фанатство – удел закомплексованных и злобных натур.
Это мы стали понимать еще в пору памятного матча «Ростова» с «Манчестер Юнайтед». И что важно – поняли это тогда и английские болельщики, согревшиеся под одеялами, подаренными ростовчанами. А сегодня они вместе с болельщиками из других стран, приехав к нам вопреки воле собственного правительства, можно сказать, закрепляют полученные тогда уроки открытости и гостеприимства.
Само собой напрашивается сравнение нынешнего российского мундиаля с другим событием – прошедшим 61 год назад в Москве международным фестивалем молодежи. И хотя общее между этими двумя праздниками, безусловно, имеется, есть и принципиальная разница. Если летом 1957 года наши люди открывали для себя мир, то жарким летом-2018 случилось открытие России приехавшими к нам из разных стран и по-разному к нам настроенными людьми.
Интересно, как со временем менялся в зарубежном общественном сознании образ нашей страны. Была пора – там говорили исключительно о лапотной дикой России, колоссе на глиняных ногах. После победы в мировой войне поначалу призадумались, но вскоре завели прежнюю пластинку о стране, где по промерзшим улицам бегают медведи. Только теперь медведей этих вооружили ракетами и атомной бомбой. Нашей страны стали панически бояться. В перестройку Россию вроде как полюбили. Но – как страну, населенную недотепами – «на лицо ужасными, добрыми внутри». А потом опять понеслось: холодная страна, населенная злобными уродами, сбивающими пассажирские самолеты и рыскающими по миру со шприцами, полными ядов…
Сегодня на наших глазах происходит крушение очередного идиотского мифа, и большинство приехавших к нам болельщиков говорят: «Спасибо, Россия!». Говорят практически без акцента... Вот, на мой взгляд, главное достижение чемпионата, который продолжает нас удивлять и радовать.
...В понедельник отшумел последний матч ростовской части мундиаля. И как же не хочется теперь расставаться с этим праздником!

