
Аферисты появились там, где их быть не может. Они действуют в сфере поиска погибших и пропавших без вести солдат Победы.
Получил новую тревожную весть по этой теме. Друзья из Поискового движения России сообщают о том, что семья из Оренбургской области разыскивала своего дедушку, пропавшего без вести в 1944 году. Направляла запросы во все группы в соцсетях, связанные с поисковой работой.
И вот раздался звонок. Человек представился поисковиком подполковником в отставке Алексеем Лебедевым, работающим в Казани. Он сообщил, что дедушка обнаружен в блиндаже на территории Орловской области, найдены и его награды. Попросил полторы тысячи рублей за пересылку документов. Еще полторы тысячи семья перевела «за хранение гроба с останками» и «сбор за авиаперевозку». Человек сообщил, что вылетает с останками бойца ближайшим рейсом Москва – Оренбург. Родные трижды напрасно встречали самолеты в аэропорту. Говорят, телефон, с которого звонили мошенники, засветился в Марий Эл. Подозревают, что звонили с зоны.
«Грустно и мерзко», – так оценил эту ситуацию поисковик из Марий Эл Дмитрий Шипунов. Сценарий мошенников в таких случаях, уверяет он, примерно такой: из Интернета берутся фамилии реальных поисковиков, из базы данных «Мемориала» подбирается фамилия и адрес пропавшего без вести, затем разыскиваются его родные. Дальше могут просить по минимуму – деньги на счет телефона для оплаты звонков, по максимуму – на установку памятника, предлагают привезти останки для захоронения, просят деньги на дорогу…
Звонили из Ингушетии родственникам еще одного погибшего фронтовика. Им мошенники представились именем реального поисковика. Сказали, что по медали установили судьбу их родственника и предложили привезти его останки на самолете. Предоставили даже счет на оплату доставки и телефон для связи. Родственники собрались было сделать перевод, но, слава богу, позвонили Дмитрию Шипунову. Тот уверяет: никто из настоящих поисковиков никогда не будет просить денег за свою работу, за все 29 лет его поисковой практики таких случаев не было.
Между тем родные, случается, десятилетиями ищут места захоронения. Сыновья и дочери фронтовиков часто в силу возраста уже не в силах продолжать поиск. Эстафету у них принимают внуки и правнуки.
Внучка сержанта Василия Потапова Венера Серова приезжала из Новосибирска в хутор Новороссошанский Тацинского района на могилу деда и его однополчан. Их останки нашли донские поисковики. Сержант Василий Потапов – единственный, чье имя установлено. Мемориал создан на средства внучки Венеры и других его новосибирских родственников.
Поисковики из регионального военно-исторического центра «Поиск» (Каменск-Шахтинский) и их друзья из Салехарда, представляющие поисковое объединение «Карские экспедиции», за личные средства установили уже несколько памятных знаков. Один из них появился на днях в Каменске-Шахтинском – в память о бойцах, умерших в годы войны в местном лазарете.
В Ерохинской балке в Каменском районе, где в июле сорок второго трагически погибли сотни советстких кавалеристов (среди местных жителей нашелся предатель, который навел фашистские танки на их бивуак), поисковики вначале установили памятный знак, а затем местные власти – памятный камень с табличкой.
Словом, Вахты памяти по-прежнему востребованы: судьбы сотен тысяч фронтовиков остаются неизвестными. Тысячи семей пытаются выяснить, где и при каких обстоятельствах погибли их деды и прадеды. Радуются каждой весточке. Однако, прежде чем реагировать на звонки о долгожданной находке, тут же связывайтесь с представителями Поискового движения России. Так советует руководитель его ростовского отделения Владимир Щербанов. Запускаемые мошенниками в соцсетях фейки о погибших и пропавших без вести солдатах Победы уже и в нашем регионе тревожат души и нервы участников поиска...

