Вот уже четверть века Ростову не везет с трамваями. Еще в 90-е годы многие трамвайные линии были волевым порядком закрыты и даже разобраны. «За ненадобностью» трамвая как «отжившего свое» транспорта. И сейчас из прежних восемнадцати в миллионном Ростове действует всего пять трамвайных маршрутов. По существу, мы вернулись во времена конки.

Сегодня даже половинчатые попытки городских властей улучшить качество работы немногих оставшихся в Ростове трамваев оборачиваются либо неудачей, либо анекдотом. Либо и тем, и другим сразу. Достаточно вспомнить эпопею с «бесшумным» трамваем на Буденновском проспекте. В эту же строку ложится и растянувшаяся с 2012 года на добрых пять лет реконструкция улицы Горького. Помимо прочего, включала она в себя и перекладку трамвайных путей. И, наконец, апофеоз всему — ремонт улицы Станиславского. Едва ли не сразу он стал частью городского фольклора. И даже сейчас, после своего далеко не благополучного окончания, продолжает поставлять пищу для печального острословия. 

К началу реконструкции по Станиславского и другим трамвайным магистралям уже бегали 30 новых вагонов Тверского завода. Поставила их в Ростов почти за миллиард рублей столичная компания «ПК Транспортные системы». В канун мундиаля тверские красавцы, получившие звучное заграничное название «Сити стар» («Городская звезда»),пришли на смену потрепанным красно-желтым монстрам из уральского Усть-Катава. Не лишенные дизайнерского изящества и комфорта в салонах, новые вагоны быстро завоевали популярность среди пассажиров. Но одновременно вызвали нарекания у вагоновожатых. Те жаловались на проблемы с электрикой и на несовершенство ряда узлов и агрегатов.

И словно подтверждая эти нарекания, красавцы-вагоны начали ломаться. Прослышав об этом, подняла шум пресса. И предрекла едва ли не полное исчезновение трамваев в городе уже через два года. Мол, получив технику, недоработанную и не поставленную на поток, Ростов выложил без малого миллиард за нечто одноразовое, не подлежащее ремонту. Получалось, что московские трамваи просто некому ремонтировать по причине отсутствия ремонтной сети. Та, как известно, создается только для запускаемой в серию продукции.

Более того: согласно инсайдерской информации, проблему составляет отсутствие так называемых «контрактов жизненного цикла». Потребитель и поставщик, как правило, заключают их, предусматривая двойную оплату поставляемой техники и наряду с этим ее бесплатный ремонт на протяжении последующих 30 лет. Такие контракты уже давно и охотно заключают в самых разных случаях. Однако в Ростове, похоже, решили не платить двойную цену. И в результате не получили долговременного права на бесплатный ремонт поставленных Москвой трамваев. По истечении гарантийного срока расходы на их ремонт будет нести «Ростовская транспортная компания», славная своей убыточностью. 

Однако глава администрации Ростова Виталий Кушнарев драматизировать ситуацию не склонен. По его словам, из 30 приобретенных в 2016-2017 годах машин сейчас на ремонт встали всего четыре:

— В последнее время почему-то много вопросов возникает по поводу ремонта нашего трамвайного парка. Из 30 купленных нами новых трамваев есть машины, которые выходят из строя, но все они на гарантийном сроке эксплуатации и ремонтируются по гарантии, бесплатно…

Отношения с поставщиком градоначальник называет «нормальными рабочими». Но при этом подтверждает наличие иска, поданного ростовскими властями к ООО «ПК Транспортные системы» с целью принудить поставщика продлить срок бесплатного гарантийного ремонта. Почему гарантийный срок нельзя было оговорить в контракте, остается загадкой.

А между тем в наш век автомобильных заторов, пожалуй, только трамвай вкупе с другим рельсовым транспортом при грамотной организации движения способен обеспечить не зависящее от дорожной обстановки передвижение по городу. 

Сейчас интерес к трамваю вроде бы проснулся. Заговорили о так называемом метротраме – подземном трамвае. Однако смею предположить, что в обозримом будущем разговорами всё и ограничится, а сама идея повторит судьбу ростовского метро. Слишком больших усилий требует реализация проекта. И не только финансовых. Материальная сторона должна дополняться желанием вывести городской рельсовый транспорт на качественно иной уровень. А с этим уже четверть века наблюдаются большие проблемы.