
В прошлом году курганский фермер пожаловался президенту Путину на то, что стал обвиняемым из-за покупки ошейника с GPS-трекером для блудливой коровы, которую приходилось долго разыскивать по вечерам. Похоже, это и стало переломным моментом, после которого Верховный суд РФ разъяснил наконец порядок применения пресловутой ст. 138.1 УК РФ о шпионских гаджетах, от которой реально пострадали многие россияне.
В течение многих лет законопослушные граждане получали разные сроки лишения свободы (к счастью, условно) и серьезные штрафы за то, что покупали или продавали через сеть Интернет гаджеты, невинные в современном мире: ручку-сканер; замаскированную камеру мобильного наблюдения за играющими во дворе детьми, гаражом, квартирой, отправляющую MMS-сообщения на ваш мобильный; солнцезащитные очки для горнолыжников со встроенной видеокамерой, записывающей детали маршрута; мягкого игрушечного мишку с возможностями скрытой фотовидеосъемки и даже устройство «видеоняня», которое устанавливается у детской кроватки.
Все эти бытовые по нынешним временам устройства называются в законе специальным техническим средством негласного получения информации (СТС НПИ). Многие годы подобные гаджеты применялись лишь сотрудниками спецслужб. Но мир не стоит на месте – высокотехнологичные электронные устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
Однако их оборот многие годы считался в России преступлением. И это притом, что они были в открытой продаже…
В январе 2013 года в материале «Прикол или шпионское устройство?» наша газета рассказала о непростой ситуации, в которую попал ростовчанин Александр Тюнин (фамилия изменена). Он по случаю купил в Интернете прикольную штучку – будильник со встроенной видеокамерой. Но в доме устройством не пользовались. Тюнин решил продать его через Интернет. Покупатель оказался сотрудником полиции, проводившим проверочную закупку. Он и сообщил задержанному Тюнину, что тот продал ему шпионское устройство.
Так высококвалифицированный специалист, отец троих детей стал уголовником – суд признал его виновным в нарушении закона. К счастью, назначенное ему наказание было условным, а вот деньги на штраф пришлось собирать у родных и друзей – сумма оказалась неподъемной для рядового россиянина. Кстати, за незаконный оборот (куплю-продажу) СТС НПИ ст. 138.1 УК РФ предусматривает до 4 лет лишения свободы…
Законом широко пользовались правоохранители – такая охота за «преступниками» были и легкой, и законной. Достаточно было отследить в Сети очередного лоха, продающего такой гаджет, представиться покупателем – и попалась птичка. И если вдуматься, то выглядела эта «борьба с преступностью» диким парадоксом, превращаясь на деле в борьбу за показатели раскрываемости преступлений…
Наконец, 27 ноября нынешнего года Верховный суд РФ разъяснил порядок применения пресловутой ст.138.1 УК РФ. Теперь при покупке-продаже СТС НПИ гражданину больше не грозит наказание. При условии, что у него нет преступного умысла по использованию гаджета.
Позиция Верховного суда такова: «…сам факт незаконного оборота СТС НПИ не может свидетельствовать о виновности человека в преступлении, если его умысел не был направлен на приобретение или сбыт именно таких технических средств, которые были специально изменены для негласной слежки. Так, если гражданин купил шпионский гаджет в Интернете, добросовестно заблуждаясь в его характеристиках, то это не является его виной».
Теперь в Верховном суде считают неправильным преследовать по статье 138.1 лиц, которые «…использовали устройства в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, включая детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не собирались использовать такие устройства в качестве средства посягательства на конституционные права граждан».
Принимая это решение, в Верховном суде согласились с точкой зрения членов Торгово-промышленной палаты России, считающих, что угроза наказания по этой статье «затрудняет развитие бизнеса по производству высокотехнологичных электронных устройств, в том числе производимых по госзаказам для нужд государственных органов».
Точка?

