
На каникулах отдохнуть от школы мечтают не только дети, но и их родители.
По ростовской подземке идет-бредет знакомый подросток-семиклассник. За спиной – огромный рюкзак. «Устал?» – интересуюсь. «Еще бы! Шесть уроков было, и на завтра много заданий делать!»
«Нагрузки в школе огромные, программы – черт ногу сломит! – жалуется мама другого школьника, осенью впервые переступившего порог известной в Ростове гимназии. – Сидим допоздна, разбираемся с домашним заданием. Скорей бы уже зимние каникулы!»
Сорок лет назад, в 1978 году, Игорь Шаферан и Эдуард Ханок создали «Песню первоклассника», больше известную как «Нагружать все больше нас...»
Уж не знаю, какие нагрузки того времени они имели в виду, но применительно к нашим дням – песенка в самую точку.
Помните строчки? «Нынче в школе первый класс – вроде института», «Не бываю я нигде, не дышу озоном», «Я ложусь в 12 спать, силы нет раздеться», ну и припев: «То ли еще бу-удет, то ли еще бу-удет, то ли еще будет – ой-ой-ой!»
Школьный переполох как начался в 90-е годы, так и набирает-набирает обороты. Хотя, казалось, куда еще?
Ан нет! На днях общалась с сотрудницей статистического ведомства, и вдруг она говорит: «У нас есть идея ввести в школах уроки статистической грамотности!»
Чего туда последнее время только не вводили и с какой неграмотностью не задумывали бороться! С финансовой, пенсионной, религиозной, теперь вот – статистической.
Может, еще циферблат перерисовать и втиснуть в него вместо 24 часов 48?
Вспомнился забавный случай из личного. После университета какое-то время жила в комнате семейного общежития одного ростовского завода. Вечером стук в дверь, на пороге – делегация из работниц предприятия – мам первоклашек. Вид у них озадаченный, в руках – учебник. Протягивают его со словами: «Люба, ты же университет окончила! Объясни, что это такое!» – и тычут пальцем в задание по русскому языку. А в нем вместо краткого описания и слов какие-то кружочки, квадратики и точечки. «Что они обозначают и куда их пристраивать?» – весь вечер ломала голову над заданием для первоклашек теперь уже я – не худшая выпускница факультета филологии и журналистики университета.
Несколько лет спустя, уже с собственным сыном, пришлось столкнуться с похожей ситуацией на ЕГЭ по математике.
Накануне на общегородском родительском собрании тогдашний начальник управления образования Ростова – хороший учитель математики – тоже был вынужден признаться, что он бы справился далеко не со всеми заданиями ЕГЭ.
Потом на высоком уровне было много шума из-за низких баллов ЕГЭ по математике среди выпускников по всей стране. Может, нужно было задать вопросы придумщикам этих заданий и тем, кто их утверждал?..
Мы вообще умеем довести до абсурда любую идею, в том числе превратив ЕГЭ в шпионскую операцию с видеокамерами, досмотрами, психологическим давлением. мы начинаем готовить малышню к школе, как к полету на Луну, буквально с трех лет. Может, пора остановиться, выдохнуть и вспомнить – почему без всех этих заморочек наша система образования была лучшей, воспитавшей ученых с мировыми именами, а страна в целом – самой читающей в мире?..

