Санта Клаус и Дед Мороз в борьбе за новогоднюю ёлку

Таким представлял Санту Томас Наст…

19 декабря всё прогрессивное христианское человечество отмечает День святого Николая.

А поговорить я хочу о выборе между Дедом Морозом и Санта Клаусом. До сих пор некоторыми россиянами Санта рассматривается как вражеский лазутчик, который пытается спихнуть нашего Деда Мороза с ледяного престола. А отечественного производителя радости и счастья надо защищать.

Николай Чудотворец рекламирует кока-колу 

Хотя я и патриот, но призываю вас: любите Санта Клауса, родные мои! Ведь это не кто иной, как святой Николай (Санта – святой, Клаус – Николай). А в фольклоре славян Николай Чудотворец – самый старший из святых и даже входит в Святую Троицу, которая, по народному поверью, состоит из Иисуса Христа, Богородицы и Николая-угодника.

Но почему святитель Николай превратился в рождественского Санта Клауса? Пояснить несложно.Он родился в римской провинции Ликия на территории нынешней Турции, затем стал епископом в городе Мира. Сейчас Мира носит турецкое название Демре, там сохранился древний храм, который носит имя Святителя Николая. На поклон сюда приезжают христиане всего мира (бывал там и я). 

Рассказывают, что во времена епископства Николая у одного из жителей Миры было три дочери. Горожанин едва сводил концы с концами, а тут ещё девчат замуж выдавай, готовь приданое. Невезучий отец впал в отчаяние. Но сердобольный епископ тайно подкинул в окно бедняка кошелёк с золотыми монетами на приданое первой дочери. Затем проделал то же и со второй дочерью, и с третьей. По другим сведениям, будущий святой сыпал монеты в трубу дымохода, и они падали в чулок, который сушился у огня. Легенды также повествуют о том, что епископ тайком клал пирожки на подоконники беднякам и монетки в их башмаки у дверей. Поэтому традицией стало на Рождество вешать для подарков чулки и башмачки. 

В X веке Чудотворец стал почитаться как покровитель детей. Ученикам церковно-приходской школы Кёльна в местном кафедральном соборе начали раздавать фрукты и выпечку на день святого Николая (6 декабря, 19 по новому стилю). Обычай распространился по другим германским городам и затем охватил всю Европу. Но тут грянула Реформация, протестантские проповедники запретили почитание святых. Тогда праздник передвинули на Рождество, а Николая-угодника назвали «Рождественским Дедом». Затем последовала Контрреформация, дед снова превратился в святого Николая, но подарки ребятишкам продолжали вручать на Рождество.

А Санта Клаусом Николай Чудотворец стал благодаря голландцам. В 1626 году несколько голландских кораблей пришли в Северную Америку. Их возглавлял фрегат Goede Vrove, нос которого украшала фигура святителя Николая. Голландцы основали поселение Новый Амстердам (нынешний Нью-Йорк) и перенесли Николая с корабля на главную площадь. Имя святого по-голландски звучало Синтаклаас. Позже оно превратилось в Санта Клауса. 

…а таким – Хэддон Сандблом.Английские колонисты были протестантами-пуританами и Рождество не отмечали. Однако в 1809 году американский писатель Вашингтон Ирвинг, рассказывая об истории Нью-Йорка, упомянул, что голландцы праздновали в Новом Амстердаме День святого Николая. А в 1822 году преподаватель Колумбийского университета Клемент Мур сочинил о Санта Клаусе, который дарит детям подарки, поэму «Ночь перед Рождеством» (не путать с Гоголем!). Её напечатала газета Sentinel. К середине XIX столетия милый дедушка стал любимцем американских ребятишек. 

Близкий нынешнему облик Санты создал во второй половине позапрошлого века художник Томас Наст. 

И всё же современный вид Санта Клаус обрёл лишь в 1931 году благодаря компании «Кока-кола», которая решила использовать Николая Чудотворца для рекламы. Создал рекламного Санту художник Хэддон Сандблом. Святой Николай и впрямь совершил чудо: доходы «Кока-колы» резко взлетели… 

Дед Мороз и Сталин

«Дед Мороз». Художник Виктор Васнецов, 1885.А вот родословная Деда Мороза связана с восточнославянскими языческими обрядами. Он представлялся древним славянам маленьким старичком с седой бородой, который бегает по полям да лесам и стуком вызывает трескучие морозы. А морозы и снежная зима сулили земледельцам хороший урожай. И старика Морозко, Студенца-Трескунца зимой надобно было задобрить. Обычай «кликанья мороза» сохранился и в христианской славянской традиции. «Морозку» приглашали на святочные трапезы – с Рождества до Крещения, угощали блинами да кутьёй. 

Православная церковь этих «языческих пережитков» не приветствовала. Со второй половины XIX века предпринимались попытки заставить Николая-угодника раздавать рождественские подарки ребятишкам по западному примеру – в образе дедушки Николая, который в начале ХХ века дюже смахивал на Санта Клауса.

Но языческий Морозко оказался популярнее христианского святителя и уже в первое десятилетие прошлого века превратился в Деда Мороза. 

Правда, отечественный дедушка вскоре попал в жернова большевизма. В антирелигиозном сборнике 1927 года читаем: «Эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». Так что в канун 1929 года Рождество стало рабочим днём, а ёлка попала под запрет как «дикарский поповский обычай». 

Однако запрет длился недолго. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка члена Президиума ЦИК СССР Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».Заметка небольшая, но она явилась приказом: «Везде должна быть детская елка!». 

А какая ёлка без Деда Мороза? И в январе 1937 года советский дедушка вместе со Снегурочкой одаряет детей в Доме Союзов. Правда, вифлеемскую звезду на ёлочной макушке заменяют красной пятиконечной, вместо Рождества советский дедушка раздаёт подарки на Новый год, от пузатого Санты Мороз отличается богатырским телосложением, на нём не короткий полушубок, а длинная шуба, вместо колпака с помпоном – шапка с меховой опушкой. Девятку рождественских оленей Санта Клауса заменила русская тройка, а эльфов Санты – внучка Снегурочка и внучок Новый год. 

Так ведь и сам Санта Клаус в этом смысле – не святой. Он тоже когда-то заменил подручных. Ведь в XIX веке Санта появлялся на Рождество в компании… ангела и чертёнка! Дедушка расспрашивал ребятишек, как они себя вели, чертёнок выступал обвинителем, ангелочек – защитником. Так что в качестве подарка малыш мог получить и розгу, обёрнутую в фольгу.

«А старичок-то – засланный», или Психологу пора к психиатру

Увы, нашему новогоднему дедушке, в отличие от Санты, катастрофически не везёт. Он снова стал жертвой политических интриг. В декабре 2015 года украинская Верховная Рада запретила Деда Мороза и Снегурочку… в рамках проекта декоммунизации! Прошлое этих москальских «засланцев» вызвало подозрения. Розмовляють по-русски, замечены в связях со сталинским режимом, возможно, даже причастны к организации голодомора. Короче, агенты НКВД, КГБ и ГРУ. Инициатором травли выступил тогдашний мэр Киева Виталий Кличко. Сомнительную российскую парочку заменили на святого Николая, Коляду и Студеницу. 

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем.Впрочем, охота на «новогодних москалей» началась ещё при Януковиче, когда в 2013 году у станции киевского метро «Берестейская» активисты организации «Братство» повесили чучела деда Мороза и Снегурочки и развернули плакат: «Они хотят заменить нам святого Николая». 

Впрочем, не отстают и наши отечественные чиновники. В прошлом году Дедам Морозам запретили появляться в детских садах Новосибирска. Глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Анна Терешкова пояснила, что запрет связан с рекомендациями детских психологов: «Дети очень малы, и Дед Мороз для них непонятен – так поясняют эксперты. Поэтому в младшие группы можно звать только Снегурочку, но этого психологи не советуют». Что тут сказать?

Но никакие травли и интриги не помешают нам любить весёлых, милых, щедрых стариков. Нам равно близки и Никола в колпаке, и Морозко в шапке. Перефразируя пролетарского трибуна Владимира Маяковского:


Братья-близнецы… Но вот в чём вопрос:

Кого из них любить, которому кланяться?

Мы говорим – Санта Клаус, 

                подразумеваем Дед Мороз.

Мы говорим – Мороз, подразумеваем Клауса.