Минпромторг РФ решил сократить расстояние между точками продажи алкоголя и школьными, детскими учреждениями и внес соответствующие поправки в доработанный проект постановления, который направил в Правительство РФ.

В ведомстве считают, что от нынешнего расстояния (а это 100, 300 метров, установленные местными органами власти) страдает розничная торговля: уменьшается количество магазинов, к тому же ограничительные меры провоцируют нелегальную реализацию товара и при этом не влияют на реальный уровень употребления алкоголя. 

Согласно Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» реализация спиртного запрещена на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским, досуговым учреждениям, а также  физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям. Во имя спасения розничной торговли Минпромторг предлагает уменьшить расстояние между теми же школами, досуговыми центрами и торгующими спиртным киосками до 20 — 50 метров. 

Надо полагать, что на высвободившихся метрах прилегающих территорий будут размещены те самые ларьки и киоски, которые в свое время были свернуты. Теперь, судя по размаху инициативы торгового ведомства, их, видимо, придется вновь развернуть. По расчетам ведомства, 50 метров – максимальный размер прилегающих территорий для детских садов и школ, который гарантированно исключает нежелательное соседство школы (садика) и магазина. То ли авторов проекта постановления подвело пространственное воображение, то ли документ составлялся необдуманно, только 50 метров – это, считайте, рядом. Например, когда я иду на работу, то прохожу мимо нескольких школ. Когда в начале 90-х война с алкоголизмом была еще вялотекущей, и ларьки с вином и пивом находились чуть ли не на каждом углу (в том числе рядом со школами), мальчишки-старшеклассники устремлялись к ним после уроков и, купив пиво, тут же его распивали. В случае принятия кабинетом министров проекта постановления мы очень быстро вернемся к похожей  картине. То есть если человек выйдет из школы, спортивного или культурного учреждения, он не пройдет мимо манящих вывесок типа «Живой напиток». Поневоле зайдет.

За последние годы мы уже привыкли к тому, что рядом со школами, детскими садиками практически нет ларьков, магазинов, торгующих алкогольной продукцией. Мы реже слышим пьяную брань на улицах, нам все меньше попадаются провоцирующие драку нетрезвые люди. И связано это не только с тем, что принят соответствующий закон о запрете распития спиртных напитков в общественных местах, но и оттого, что у любителей горячительных напитков нет возможности купить за углом той же школы пару-тройку бутылок. Но эта идиллия может быстро закончиться, если кабмин примет проект постановления, предложенный Минпромторгом. Ведомство пытается всех убедить, что новый документ будет способствовать защите здоровья граждан, и предлагает привести к единообразию размеры прилегающих территорий еще и потому, что это позволит избежать ...возникновения не каких-нибудь, а коррупциогенных факторов при установлении таких границ местными властями. Звучит это по меньшей мере странно. Поскольку со стороны местных органов власти нарушений соответствующего закона практически нет.

В Минэкономразвития внесенные в проект постановления предложения считают  обоснованными. В Федеральной антимонопольной службе также готовы поддержать инициативу торгового ведомства. А в Министерстве просвещения, напротив, считают, что образовательные  учреждения должны быть ограждены от продажи алкогольной продукции. Говорит проекту постановления «нет» и российский Минздрав, оценивая его как «научно необоснованный». Кто поддержит инициативу Минпромторга, пока неясно. Понятно одно: инициатива ведомства исключительно лоббистская и никак не совпадает с интересами общества.