В одном из эфиров известная ведущая Ксения Стриж рассказала, что в ее школьном дневнике когда-то появилась запись: «Пришла на урок без трусов».

Имелось в виду совсем не то, что можно подумать. В советские годы обязательным школьным предметом был «Труд», программа которого предусматривала создание своими руками реально существующих в жизни предметов и вещей. Соответственно, девочки учились шить и готовить, мальчики – делать табуреты и работать на станках.

Так вот, Ксения Стриж не справилась с домашним заданием «Сшить трусы». Интересное дело, но вспомнила, что я тоже в школе должна была шить трусы. Мы с Ксенией почти ровесники, только она жила в Москве, а я – в небольшом шахтерском городке. Тем не менее получается, раз все тогда учились по единой программе – задания тоже были одинаковые.

Другой частью профессионально-трудового воспитания являлись учебно-производственные комбинаты (УПК), где раз в неделю мы осваивали специальности, которые могли реально пригодиться в данном конкретном городе: швея, автослесарь, продавец, воспитатель детского сада…

Обязательной ежегодной трудовой повинностью, от которой невозможно было уклониться, также была... сдача сена.

В конце учебного года, то есть в мае, траву нужно было рвать, потом сушить во дворах домов и везти в мешках на великах или тащить на плечах в школу, где на входе стояли весы и сидели учителя и старшеклассники со специальным журналом учета. Предполагалось, что сено отдадут на корм животным расположенного в черте города совхоза. Уж не помню, сколько точно, но существовала норма, которую нужно было обязательно выполнить.

Нащипать травы до нормы лично для меня было нереальной задачей. Спасибо папе за то, что ее косил и доставлял, а также маме – профессиональной швее, за супертрусы... (Честное слово, до сих пор не понимаю – ну почему именно трусы, а не юбка?)

Еще каждое лето на месяц мы классом ездили в колхоз – полоть траву и собирать урожай. Тоже в обязательном порядке. Я уже не говорю о постоянных уборках школы и ее территории.

То есть трудовое воспитание в СССР было разносторонним и обязательным. На старших поколениях, которым по известной трудовой присказке «хлеба не надо – работу давай», по-прежнему все в стране и держится. Как сказала недавно на заседании в Заксобрании области представитель службы занятости, «поколение, которое просто не может не работать».

Но в современной России труд постепенно ушел из школьной жизни и из воспитательного процесса. Выросло поколение, многие представители которого не могут не то что гвоздь в стену вбить и пуговицу пришить, но и в целом прекрасно представляют свою жизнь без труда до седьмого пота.

Теперь трудовое воспитание пытаются вернуть в школы на законодательном уровне. Инициативу Общественной палаты двумя руками поддержали в Минобразования, и она дошла до Государственной думы.

Планируется вновь начать обучать школьников работать руками и создавать предметы из бумаги, металла, ткани, а также варить борщи и шить одежду.

Все-таки, думаю, пробовать войти в одну реку дважды нужно с учетом того, что обустройство жизни и представления о ее укладе за последние десятилетия сильно изменились. Лишь один пример. Если раньше шили или вязали вещи из-за необходимости – в магазинах были либо дефицит, либо однообразная серость, теперь, к счастью, просто ради удовольствия…

И самое, пожалуй, сложное в предстоящем трудовом воспитании: убедить молодое поколение, что производство чего-то реального ценится обществом и семьей значительно выше, чем пустые прожекты и слова. Пока это никак не накладывается на картинку реальной действительности...