
Дмитрий Николаевич рассчитывает на то, что государственная поддержка позволит предприятиям сохранить рабочие места, однако для этого им нужно будет увеличить реализацию своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Вряд ли, набрав кредитов и столкнувшись со снижением спроса на продукцию, предприятия смогут увеличить продажи на отечественном и мировом рынках.
Взять, к примеру, автопром. Рынок наводнен автомашинами. Но… Их подорожание и снижение доходов населения не позволяют многим блеснуть новенькими «фольксвагеном» или «шевроле» даже самой скромной модельной линейки.
Между тем уже доносятся первые звоночки: концерн «Форд» прекращает выпуск легковых автомобилей в России. Он намерен перейти на рынок легкового коммерческого транспорта. В рамках реструктуризации уже к середине лета закроются заводы в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в особой экономической зоне «Алабуга» (Елабуга). Все это приведет к сокращению сотрудников, «которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций».
Куда пойдут тысячи специалистов, если произойдут массовые увольнения? Варианты есть. Один из них – вновь сесть за парту и переучиться новой специальности. Как пишет «МК», есть сферы, риски потери работы в которых будут минимальны: «Это IT, фармацевтика и медицина. При этом, как сообщил газете руководитель сервиса Rabota.ru Александр Ветерков, на рынке будут востребованы программисты, аналитики, тестировщики, продакт- и проджект-менеджеры». Словом, инженером можешь ты не быть, а менеджером быть «обязан». С одной стороны, новые профессии – это, конечно, хорошо. С другой – нельзя каждые пять – семь лет вбухивать государственные деньги на переучивание тех же инженеров, о дефиците которых еще не так давно говорили на самом высоком уровне. Может, стоит тому же Минтруду России не только мониторить, но и прогнозировать рынок труда: каких специалистов через 5–10 лет будет в избытке, а кого не досчитается наши промышленность и экономика. Согласитесь, с реальным, а не мифическим (как это случается) прогнозом жить все-таки спокойнее.