Еще и жары-то толком не было, а в центре Ростова, как, впрочем, и на всех его транспортных артериях, особенно там, где частенько собираются пробки, уже нечем дышать. Атмосферу загрязняют автомобили. На их долю в крупных городах приходится 80 процентов вредных выбросов. Как нивелировать вредное воздействие авто на людей? Если часть граждан пересядет с авто на велосипеды, то ситуация рано или поздно изменится. Ведь велосипед – отличный транспорт, которым пользуются сотни тысяч, если не миллионы жителей в европейских столицах. 

В Берлине горы велосипедов на велосипедных стоянках, где их можно взять напрокат. Чуть ли не на каждом шагу – велосипедные парковки. Немцам удобно, мне лично – завидно. Потому что на велосипеде можно и на работу бы ездить, и за покупками. И даже в гости. Частенько с тоской вспоминаю Амстердам – велосипедную столицу мира, где весь народ от мала до велика – на велосипедах. Перед глазами отцы семейств, которые катят в тележках, прикрепленных впереди двухколесного транспорта, целый выводок ребятни. Домохозяйки, везущие в велосипедных корзинках продукты. Пенсионеры, совершающие моцион. С кем своими мыслями ни поделюсь, говорят: мол, у них – культура. Так и нам пора насаждать. Среди коллег у меня нашелся единомышленник, который рассказал, что в Польше три города – Гданьск, Сопот и Гдыня, так называемое Трехградье – связаны не только транспортной, но и велосипедной артерией, что очень удобно для жителей и для туристов. Кстати, разве возможно туристам осмотреть наш город при наличии таких пробок? Шанс может дать только… доступный велосипед. И это – не фантастика.

Мэрия Ростова-на-Дону до начала лета опубликует комплексную схему организации дорожного движения и велодорожек, обустройство которых оценено в 165 миллионов рублей. А граждане, ознакомившись с этой схемой, смогут внести свои предложения по ее возможной корректировке. Общая длина велодорожек по схеме превысит 25 километров.

Ростовские предприниматели, которых мэрия планирует привлечь к созданию велодорожек, уже изъявили желание поставить велопарковки со сдачей велосипедов в аренду. Дело хорошее. Но аренда велосипеда пока дороговата – где-то 150 рублей в час. Для любителей изредка покататься, может, и сойдет. А вот для регулярного массового пользования велосипедом – нет. Предлагаю начать именно с велопарковок, на которых любой гражданин мог бы бесплатно оставить свой мини-транспорт. А компенсировать стоимость велосипедных парковок можно за счет тех граждан, которые не откажутся от поездок в центр на авто.

Замыслы у власти – хорошие. Как сообщил на заседании депутатской комиссии начальник отдела организации дорожного движения департамента транспорта Нарек Тамразян, там, где для велодорожек не нужны конструктивные изменения, их будут обустраивать поэтапно. Начнут работу с улицы Пушкинской. Там велодорожка уже существует, ее надо подновить. В смету работ по ремонту тротуаров на это заложены средства. А департаменту архитектуры и градостроительства рекомендовано закладывать средства на строительство велодорожек в новых микрорайонах еще на уровне проектирования и рассматривать велодорожки как элемент застройки, выделять на это целевые средства.

Но прежде, чем ставить парковки и строить дорожки, необходимо каким-то образом отрегулировать очень сложные на сегодняшний день отношения пешеходов и велосипедистов, всех, кто на двух колесах раскатывает по тротуарам. Проблема эта возникла не сегодня и не вчера. Много лет назад в Кировском парке юный велосипедист сбил моего пятилетнего сына, который шел за руку с бабушкой. Но тогда этот случай был скорее исключением. Сегодня от велосипедистов, порой с трудом, уворачиваются прохожие. И надо смотреть на вещи реально: всех велосипедистов на дорожки не загонишь, их просто в короткое время не построят повсеместно. А вот заставить соблюдать элементарные правила – скоростной режим и дистанцию до пешеходов – необходимо. Если такое решение городской думы будет принято – обязательно куплю велосипед. Если, конечно, к тому времени с десяток парковок по городу появится.