Запрет на использование сотовых телефонов в школах: подарок или головная боль?

Странный, скажете, вопрос? Разве не очевидно, что и для учителей, и для всего учебного процесса, а значит, в конечном итоге для учащихся – это несомненное благо! Ведь о жалобах учителей на школьников, которые вместо того, чтобы усваивать знания на уроке, разглядывают что-то в смартфоне, наслышаны даже люди, далекие от школьных проблем.

И тем не менее идея ввести ограничительные меры по использованию мобильных телефонов в школе, прозвучавшая из уст спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, не всеми педагогами оказалась встречена «на ура».

«Российская газета» даже провела на эту тему опрос среди учителей. Их мнения разделились.

К примеру, один из педагогов, использующий на своих уроках инновационные методы, утверждает, что для него смартфон в руках учеников – это инструмент, который помогает в освоении изучаемого материала. Так построены его занятия.

Один из самых интересных ответов дал победитель конкурса «Учитель года России-2018» Алихан Динаев. По его словам, в его родной Чеченской Республике использование мобильных телефонов в классах уже давно под запретом. И в основной своей массе ученики этот запрет не нарушают. Таков там авторитет старших, учителей.

Картины, которые он видел в московских школах, его огорчают. Дети во время перемены не спешат размяться на спортплощадке. Даже поговорить друг с другом не торопятся. Вместо живого общения со сверстниками стоят, уткнувшись в экраны смартфонов.

 Я тоже провела небольшой опрос: поинтересовалась, как оценивают эту инициативу вчерашние выпускники ростовских школ. Все его участники высказались в том духе, что смартфон на уроке – это большой соблазн, которому в большей или меньшей степени поддается почти каждый. 

Приведу один из ответов – Алены, будущего экономиста:

– Может, в каких-то продвинутых гимназиях учителю, действительно, удается лучше раскрывать тему через выход учеников на указанные ресурсы в Сети, но я училась в самом обычном классе. Поверьте: не факт, что большинство моих одноклассников смотрело бы в смартфоне именно то, что задал учитель. По-моему, интерактивная доска, которая находится в центре класса, гораздо эффективнее.

А как с зарубежным опытом? По-разному. Есть страны, где пользоваться сотовыми телефонами на школьной территории строго запрещено. Есть ограничения, касающиеся только тех помех в получении знаний, которые гаджеты создают непосредственно на школьных занятиях.

Существует хороший, по-моему, опыт выдачи ученикам на уроках планшетов с ограниченной функциональностью. Благодаря этому и учителя-новаторы могут отсылать учеников к онлайн-ресурсам, и нет риска, что кто-то из учеников в это время будет чатиться или свернет в Интернете куда-то не туда. Кроме того, планшеты все-таки менее губительны для зрения. Но многие ли российские школы, тем более в глубинке, могут обеспечить ими своих учеников?

У нас, судя по первым откликам на инициативу Валентины Матвиенко, главные плюсы и минусы этой идеи формулируются так. Безусловные плюсы: запрет на мобильники в школах будет способствовать повышению дисциплины, лучшему усвоению материала. Ученики – любители выставлять однокашников на смех, снимая их в каких-то нелепых ситуациях, сделать этого теперь не смогут. По крайней мере, если эти ситуации случаются в школе. А ведь подобные шуточки нередко приводят к психологическим травмам. 

К минусам многие относят невозможность зафиксировать те бесчинства, которые случаются на территории школы и вызывают общественный резонанс только потому, что их выкладывают в Сеть.

А самая главная проблема, которая беспокоит сегодня и учителей, и учеников, и их родителей: каким образом будет обеспечиваться хранение смартфонов детей, пока они на уроках? Не станет ли это для педагогов и администрации школ еще большей головной болью, чем ученики, уткнувшиеся на уроках в экраны смартфонов?