Нужна ли логика, очередность и просто справедливость при увековечивании неординарных личностей?

Смешанные чувства вызвало у меня сообщение о том, что в Ростове собираются установить памятник Моне-скрипачу.

Человек он светлый, позитивный, многим в свое время известный. Моня – вернее, Соломон Наумович Телесин – бывший фронтовик. Играл на скрипке в ростовских кафе и ресторанах. Делал это, по свидетельству знатоков, отменно. Облагораживал своей музыкой отдых посетителей этих заведений.

Там услышал его гастролировавший в Ростове Розенбаум, восхитился, назвал «богом симфоний», написал свой знаменитый шлягер, который пели потом еще и Токарев, и Макаревич.

Идею памятника Моне-скрипачу продвигает инициативная группа. По информации в СМИ, она надеется на поддержку местных властей.

Сам факт установления монумента в честь артиста, музыканта меня радует. Давно пора! Но почему решили начать именно с этой кандидатуры? Разве в донской столице уже есть памятник Киму Назаретову?

Назаретов поднял джаз на новую ступень. Благодаря ему уже многие годы Ростов удерживает титул джазовой столицы Юга России. И при жизни его популярность в Ростове была широчайшей, и по сию пору не только в среде музыкантов Ким Назаретов – это имя!

Со скрипачами в Ростове – ситуация интересная. Донская столица действительно подарила миру «бога симфоний». Это – Ефрем Цимбалист.

Правда, еще до революции, молодым человеком, он отправился с концертами в Штаты, там и остался. 

Ефрем Цимбалист был таким виртуозом, что современным Паганини его называли даже искушенные критики.

В наши дни свою страницу в музыкальную жизнь уже не только донской столицы, но и других городов Ростовской области, вписывает другой ее выдающийся уроженец и всемирно известный музыкант Юрий Башмет.

А еще – земной поклон музыкантам, в том числе и скрипачам Ростовского симфонического оркестра, которые даже в самые тяжелые годы, в периоды страшного безденежья перестроечных лет, его не оставили. Иначе на месте филармонии, возможно, был бы уже ресторан, где сверкнуть талантом можно, но симфонию не сыграешь…

Может, стоило бы образ скрипача, увековеченный в монументе, сделать собирательным? 

Я слышала такое мнение, что городу для увеличения туристической привлекательности нужны памятники «людям легендабельным». То есть тем, которые при известной раскрутке могли бы стать городскими легендами. О которых можно рассказать что-то забавное, трогательное или героическое.

Памятник Моне-скрипачу хотят установить на пересечении проспекта Ворошиловского с улицей Обороны, в месте посещаемом, неподалеку от набережной Дона.

В годы правления ростовского градоначальника Горбаня эту набережную утыкали скульптурами очень среднего уровня, которые не назвать ни хорошими, ни плохими. Эдакие незатейливые металлические арт-объекты (художник с палитрой, казак с казачкой на лодочке,  правитель на троне). Взрослые на их фоне фотографируются, дети нередко воспринимают их как спортивные тренажеры, на которые можно взгромоздиться.

А ведь на этой же набережной мог бы появиться памятник артисту Михаилу Бушнову. В образе Деда Щукаря, которого он играл на сцене Ростовского академического драмтеатра им. Горького, или в своем собственном. Он был заядлый рыболов, приходил сюда с удочкой. И для окружающих был не народным артистом СССР, лауреатом национальной премии «Золотая маска», почетным гражданином Ростова и Ростовской области, а просто дядей Мишей.

Кстати, и биография Бушнова вполне «легендабельная»: участник Великой Отечественной, до конца своих дней (а прожил больше 90 лет) выходил на сцену в главной роли, умел пошутить… 

По-моему, вполне достоин того, чтобы в его честь воздвигли монумент. Причем в первоочередном порядке.