Всемирный день мультипликации – праздник радости и печали


Щщас спою…

Узнав, что за тему я выбрал для размышлений на этой неделе, мой приятель скептически заметил: 

– Не, брат, тебя куда-то не туда понесло. Какие мультики-шмультики?! Социальные проблемы надо поднимать! Людей интересуют пенсии и зарплаты, а не Винни-Пух и Чебурашка.

А я не согласен. Конечно, будет у нас время поговорить и о пенсиях, и о зарплатах, и о коррупции. Однако сегодня поговорим именно о мультипликации. По-моему, это – одна из самых острых социальных тем. И чем дальше, тем острее она становится. 


Начинаем передачу «Будильник» для тех, кто не спит. В рабочий полдень до шестнадцати и после полуночи.
(«Возвращение блудного попугая»)


Пару слов о самом празднике. Всемирный день анимации стали праздновать лишь в 2002 году по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино (АСИФА). Дело в том, что 28 октября 1892 года в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно в «Кабинете фантастики» Музея Гревен продемонстрировал публике свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки – «светящиеся пантомимы». Называлось это действо «оптический театр». С него, собственно, и началось анимационное искусство, или мультипликация. С французского это слово переводится как «оживление», «одушевление». Вот к столетию движущихся картинок французы и решили: почему бы не превратить такое событие в ежегодное торжество международного масштаба?

И правильно решили. Обидно только, что для того, чтобы появился мультипликационный праздник, понадобился целый век! А в России – и того больше. У нас в стране День анимации стали отмечать в 2007 году, почтив одновременно память замечательного режиссёра-мультипликатора, художника и продюсера Александра Татарского – легенды отечественной анимации: достаточно вспомнить хотя бы его «Пластилиновую ворону», «Следствие ведут Колобки», «Падал прошлогодний снег»… 

Всё это так, скажете вы. Но что общего между мультипликацией и социальными проблемами России? В жизни, конечно, всякое бывает, на Украине вон комик Зеленский президентом стал. Но это скорее не правило, а нечто из ряда вон выходящее. Справиться с нашими головными болями не помогут ни Карлсон, ни Матроскин, ни ёжик в тумане.  

Ну-ну, так уж и не помогут? Дозвольте возразить. Время от времени я бываю на своей, так сказать, малой родине. Я имею в виду ростовский посёлок Мирный, где прошли моё детство и юность. Здесь всё ещё осталось, как в песне Анжелики Варум на стихи Кирилла Крастошевского:

Где без спроса входят в гости,

Где нет зависти и злости – милый дом,

Где рождение справляют

И навеки провожают всем двором.

Люблю посиделки на двух лавочках у подъезда трёхэтажки, выстроенной в начале 1960-х «кровавым способом», поболтать ни о чём, выпить кофейку, который выносит кто-то из соседей… Стариков почти не осталось, но традиции гостеприимства и добрососедства продолжаются. Мимо проходят жители других таких же домов, останавливаются перекинуться словцом, вступают в беседу, присаживаются… Так вот недавно возникла из ничего беседа о мультфильмах нашего детства (и детства наших детей). Ах, как жаль, что вас там не было! Вы бы посмотрели, как ярко горели глаза у взрослых и даже вполне пожилых дяденек и тётенек, с какой радостью они наперебой вспоминали крылатые фразочки: «Щщас спою», «Не той стороной ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь», «Это «ж-ж-ж» неспроста», «Вы любите детей? – Как вам сказать… Бэзумно!» и прочие. 

Это было какое-то удивительное единение народа! Пенсионеры и молодые мамочки, работяги в лёгком подпитии и трезвенники поневоле, «противники режима» и «убеждённые путиноиды» – все вдруг внезапно ощутили себя теми самыми братьями и сестрами, к которым в начале давней Великой Отечественной обращался вождь народов. Проходившие мимо знакомцы спешили вставить своё словцо, усталые лица освещала радость и даже блаженство, морщины разглаживались… 

И я понял: вот она в чём, национальная идея! Не «самодержавие, православие, народность», а «Матроскин, Шарик, дядя Фёдор». Ах да – и почтальон Печкин.

Чебурашка против Микки-Мауса

Нет, кроме шуток: в перечень великих достижений Советского Союза помимо космоса, русского балета и автомата калашникова следует включить и советскую мультипликацию. Боюсь расстроить «либеральную оппозицию», но создание отечественной мультипликационной индустрии – в значительной мере заслуга кровавого деспота Сталина. Хотя, конечно, отправной точкой стало творчество знаменитого мультипликатора Уолтера Диснея – создателя империи The Walt Disney Company. Для Иосифа Виссарионовича Дисней стал идейным вдохновителем наряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 


– Гена, тебе очень тяжело? Давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня!
(«Чебурашка и крокодил Гена»)


Впервые Сталин познакомился с творчеством Диснея в 1930 году. 

Мультфильм назывался «Танец скелетов» (мрачная символика!). Через три года в московском кинотеатре «Ударник» состоялся фестиваль американской мультипликации. В СССР к тому времени существовала и своя анимация, достижения которой были продемонстрированы в том же 1933 году. Однако наши мультики не могли составить достойной конкуренции диснеевским «Трём поросятам» и «Микки Маусу». На первом всесоюзном совещании по кинокомедии даже прозвучал лозунг: «Даёшь советского Микки Мауса!» В 1934 году наши спецы едут изучать кинопроизводство на американские студии Диснея и братьев Флейшер. А в 1935-м на первом Московском международном кинофестивале диснеевские «Три поросёнка», «Необычные пингвины» и «Микки-дирижёр» получают Малый серебряный кубок за музыкальность и графическую культуру анимации! 

Позже была создана студия «Союзмультфильм», выпускавшая по шесть часов анимации в год. Но ещё долго эти мульты оставались в тени Диснея и не могли сравниться ни с «Бэмби», ни с «Белоснежкой». 

Однако со временем советская анимация стала всё дальше отходить от копирования американской. Государство не жалело денег для развития отечественной мультипликации, и это дало свои плоды. Да, диснеевские мультфильмы замечательны, они полны трогательной наивности и доброго юмора. И всё же американцы использовали похожие художественные и технические приёмы – так сказать, в некотором смысле конвейерную сборку. Советское мультипликационное искусство постепенно нащупало другой путь. От чудесных «Каштанки», «Золотой антилопы», «Сказки о царе Салтане», «Конька-горбунка» и других картин, близких диснеевской стилистике, отечественные мультипликаторы перешли к анимации, нацеленной на раскрытие художественной индивидуальности творцов. Это прослеживается уже в таких фильмах, как «Заколдованный мальчик», «Исполнение желаний», «Снежная королева» и так далее. Чем дальше, тем больше советские художники, режиссёры, сценаристы стремились создать свой неподражаемый мир. Сравните сами «Жил-был пёс» и «Пластилиновую ворону», «Шайбу! Шайбу!» и «Волшебное кольцо», «Капитана Врунгеля» и «Летучий корабль», «Приключения Васи Куролесова» и «Винни Пуха», «Чебурашку», «Простоквашино»… Это не конвейер (пусть даже талантливый), это штучный товар. Здесь нам нет равных ни в США, ни в любой другой стране. При всём уважении к мэтрам мировой анимации.

Папа в Ватикане и ёжик в тумане


Советский зритель оказался в большей степени гурманом, нежели американский. Лучшие образцы нашей анимации воспитывали в зрителе художественный вкус, приучали ценить талант, индивидуальность. Помните, в начале перестройки на нас хлынули потоки диснеевских мультсериалов о Микки-Маусе, Майти-Маусе, мишках Гамми, Чипе и Дейле? Встреченные поначалу с восторгом, вскоре они стали приедаться, утомлять, как сказал бы Борис Пастернак, «намеренным однообразьем». Советская публика оказалась более утончённой, «продвинутой», развитой духовно и интеллектуально. 

Только не надо упрекать меня в «квасном патриотизме». С тем же успехом можно упрекнуть и покойного римского папу Иоанна Павла II, который заявил: «Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребенке сочувствие, покровительство немощным и доброту». А ведь он был убеждённым антикоммунистом. Однако в христианских ценностях неплохо разбирался. 

Увы, с горечью надо признать: дети перестройки, которые родились в конце 1980-х и позже, не получили благотворной прививки гуманности и доброты. Они воспитывались и воспитываются на дебильных мультсериалах типа «Кид vs Кэт», «Губке Бобе», «Бивисе и Баттхеде» – да подавляющее большинство мультов, которыми пичкают наших ребят «детские каналы», представляют собой худшие, тупые, примитивные образчики забугорного анимационного шлака. На главных телеканалах России советские мультфильмы не демонстрируются вообще! Наше фантастическое наследие попросту слито в канализацию. 


– С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют.
(«Каникулы в Простоквашино»)


Новые поколения, воспитанные на убогой зарубежной жвачке, уже неспособны отличать мёд от дерьма. Нет, ещё хуже: для них дерьмо и стало мёдом. Готовя этот материал, я несколько раз сталкивался с высказываниями пользователей интернета типа – «Да задолбали вы своими ёжиками в тумане! Отстой и маразм!».  Это – о картине Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», которая признана самым лучшим мультфильмом всех времен и народов по мнению 140 кинокритиков разных стран…

Наши дети стремительно, катастрофически тупеют интеллектуально и духовно. Этот пагубный процесс надо срочно останавливать. Воспитание гармоничного человека в нашей стране начиналось именно с мультфильмов, то же самое надо восстановить и сейчас. Если необходимо – законодательно обязать все каналы по часу в день демонстрировать лучшие отечественные мультфильмы.

О современной российской анимации разговор особый. Да, выпускаются забавные мультфильмы о весёлых приключениях русских богатырей, хотя они, на мой взгляд, больше рассчитаны на взрослую публику. Но хотя бы так. Да, взрывной успех имеет мультсериал «Маша и медведь», который успешно покоряет планету. Неслучайно истерят по этому поводу британские, прибалтийские и некоторые другие СМИ, усматривая в «Маше» «кремлёвскую пропаганду», попытку промыть мозги западному зрителю. 

Но в целом наша анимация переживает не лучшие времена. Так и не завершена «Шинель» Норштейна, с 2001 по 2018 годы создавалась умопомрачительная «Гофманиада» режиссёра Станислава Соколова, для которой художник Михаил Шемякин создал 150 кукол. На протяжении этого времени финансирование было не только нестабильным, но и скудным. Фильму с трудом удалось завершить, однако где его посмотреть, кроме интернета? Не доходят до массового зрителя и шедевры гениального Александра Петрова, получившего «Оскар» за сверхъестественный мультфильм «Старик и море» по Хемингуэю. Большинство россиян не знают ни о самом мультипликаторе, ни о его блистательных, ни с чем не сравнимых работах «Русалка», «Моя любовь», «Корова». Между тем,  за рубежом они произвели фурор, завоевали множество наград, все номинировались на «Оскар». Но нет пророков в своём Отечестве.

Помните песню Водяного из мультика «Летучий корабль»:

Живу я, как поганка,

А мне летать охота!

Неужели так и не взлетим? Ну, может, хоть попробуем?..