В России, в том числе и в Ростовской области, продолжает снижаться число заключаемых браков. По данным Росстата, только с июня по сентябрь прошлого года в загсы пришло на 46 000 пар меньше, чем в аналогичный период 2018 года. Печальна и статистика разводов.

Но если кто-то думает, что это чисто российская проблема и все дело  в существовании у нас жилищных, материальных и демографических проблем малочисленного поколения 90-х, – ошибается. Тенденция имеет общемировые масштабы и затрагивает даже благополучные страны. Причина снижения числа вступающих в брак намного глубже и сложнее. 

Она – в изменении сознания и ощущения мира, а также своего места в нем. В том, что новое поколение «заточено» на  собственные амбиции и личное желание. Хочет проживать жизнь исключительно по собственному сценарию, не собираясь подстраиваться под настроение, издержки характера, привычки  и представления о прекрасном второй половины. Отсюда неумение и неготовность  идти на компромиссы по отношению к другому человеку. А ведь как пишет в своей новой проникновенной книге «Дом, в котором горит свет» Эльчин Сафарли: «Семья не терпит равнодушия и эгоизма...» 

Время поговорить об этом настолько  назрело, что  фильм-открытие и одновременно фильм-откровение  «Брачная история»  имел огромный успех в американском прокате и был выдвинут сразу в шести номинациях на состоявшейся на днях престижной  кинопремии  «Золотой глобус – 2019». 

На первый взгляд, типичная по нынешним временам история – семейная пара разводится. Чарли – успешный театральный режиссер (в его роли снялся Адам Драйвер) –  остается в Нью-Йорке,  жена и актриса его театра Николь (Скарлетт Йоханссон) уезжает с сыном в Лос-Анджелес. 

С первых минут фильма в воздухе повисает вопрос: «А почему, собственно, они разводятся?» Ведь им так весело вместе, они сообща решают проблемы и воспитывают сына. У них, в конце концов, масса замечательных милых  качеств, о которых каждый по просьбе психолога и написал.

Но на поверку выходит, что у героини Скарлетт Йоханссон внутри скопилось и стало невыносимым ощущение несвободы. Она признается своему адвокату, что этот на первый взгляд идеальный брак украл у нее саму себя, ей надоело подстраиваться под амбиции и желания супруга... Ее мнение не учитывалось ни в обычных бытовых вопросах (какую мебель купить на кухню), ни в более важных – в каком городе жить... Николь давно хотела попробовать себя в каком-нибудь кинопроекте в Лос-Анджелесе, но оставалась в Нью-Йорке, где находится театр мужа. 

Пройдя через тяжелый бракоразводный процесс, Чарли и Николь не стали врагами. Последним кадром фильма, когда Чарли забирает сына на выходные и его спящего несет к машине, а Николь наклоняется, чтобы завязать бывшему развязавшийся шнурок на кроссовках, гениальный сценарист и режиссер Ной Баумбах показывает, что она хоть и добилась признания в Голливуде, но теперь испытывает тоску по прежней полноценной семье... Так где же и в каком устройстве брака эта золотая середина? 

Мой знакомый 43-летний холостяк признался, что тоже на распутье – с одной стороны, молодые женщины часто выдвигают такие завышенные требования, что отпадает всякое желание связывать себя узами брака, с другой – все-таки хочется иметь рядом близкого человека, детей. 

Увы, если определиться трудно такому взрослому человеку родом из СССР, то насколько непросто молодому поколению, воспитанному в период утраты семейных ценностей и практически не имеющему перед глазами ориентиров для подражания и вдохновения на долгую семейную жизнь.

Властям, заинтересованным в росте браков и, соответственно, улучшении демографии, нужно сильно постараться, чтобы такие ориентиры создать. Пока же в телевизионных ток-шоу  – сплошные антисемейные истории про измены, раздел имущества и прочие склоки...