Вчера позвонила знакомая. «Это какой-то ужас! – услышала я. – Дистанционная учеба меня убьет! Прихожу с работы и сижу с дочерью за уроками до поздней ночи. Надо решить задачи, выучить правила по русскому языку, наизусть стихи да еще по технологии сделать из нарезанных лент мандарины. У меня подруга живет в Красноярске. Там технологию в 4-м классе отменили, а мы сидим, мандарины клеим. Потом все задания, вместе с мандаринами, нужно сфотографировать, перебросить на «Ватсап», а из него через образовательную платформу Google Class выйти на аккаунт школы и отправить учителю. С ума сойти! Я с трудом разобралась, что к чему, а каково ребенку? Она у меня целый день одна. Если возникают какие-то проблемы, подсказать некому. Ждет меня с работы. Вот так, допоздна, и учимся. А еще нужно готовить, убирать. И когда этот ужас закончится?!»

С переходом школ на дистанционное обучение из-за COVID-19 нервы сдают у многих родителей. Никто не ожидал, что обрушившийся на Европу вирус сегодня доберется и до нашей страны, что перестраивать учебный процесс, и не только, придется буквально на ходу. Надо отдать должное всем нашим системщикам, которые за короткое время практически одновременно сумели запустить дистанционное обучение во всех образовательных учреждениях российских регионов. Да, где-то поначалу пропадала связь, глючило серверы компьютеров, не выдерживали наплыва контента системы управления. Но постепенно все наладилось. Однако сейчас для родителей, учеников и учителей трудности связаны не столько с техническими заморочками, сколько с учебным процессом. У каждого учителя работа дистанционно проходит по-разному. Одни дают детям записанные видеоуроки с заданием на дом, другие пользуются веб-камерами для контакта с детьми. Есть дети, у которых нет гаджетов. Такие ребята выполняют школьные задания в тетрадях, которые затем передаются в школу. В любом случае занятия без присутствия учителя многие родители не считают настоящими, полноценными уроками. 

«Вообще учиться удаленно хорошо тогда, когда учитель занимается только с тобой одним, – делится мнением четвероклассник Максим. – Но когда учеников много, уроки оставляют желать лучшего. На видеоуроки в нашем классе отводится мало времени, а домашней работы задается много. Сидеть долго за компьютером, чтобы выполнить все, что нужно, – утомительно. И самый главный минус – рядом нет учителя, у которого можно было бы уточнить какие-то вопросы».

Учителя тоже считают, что дистанционная форма обучения пока проигрывает традиционной. Во всяком случае в отношении содержательной части, то есть самих уроков. По мнению же экспертов, педагоги, как и школьники, их родители не успели адаптироваться к работе в новых условиях, что вполне объяснимо. Пока же проблемы обучения в удаленном доступе проанализировал многопрофильный аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), изучив мнения специалистов в области образования. По данным центра, больше половины (68 %) российских школьных учителей считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение. Не готовы к удаленке и дети. Каждый пятый педагог (19 %) отметил, что около половины всех школьников в их потоке не могут учиться дистанционно. Каждый десятый учитель (10 %) считает, что таких детей может быть больше. Опрошенные педагоги дают негативный прогноз эффективности такого обучения: 66 % считают, что качество знаний школьников снизится, по мнению 28 % – останется без изменений и лишь 6 % думают, что качество знаний улучшится.

Вполне возможно, что со временем дистанционное обучение для школ станет привычным. И моей знакомой не придется допоздна делать уроки с дочерью. К этому моменту она успеет адаптироваться к дистанционке. Но, похоже, сегодня все оценили родную, традиционную форму обучения. Иначе зачем даже самым несносным ученикам в группе одноклассников в «Ватсапе» писать: «Я хочу в школу!!!»