Вот и дожили. Пора осторожно снимать ограничения, наложенные пандемией. А народу уже не терпится заглянуть туда, за карантинную черту, в новую, как все говорят, реальность. Что-то ждет нас там?..



Политологи, ставшие по совместительству вирусологами, социологами и футурологами, уверяют, что ждет неизведанное. «Мир уже никогда не будет прежним». Это заклинание не устают повторять. По любому случаю.

А в качестве примера будущего в настоящем указывают на школьников, что сидят сейчас по домам, уткнувшись в компьютеры и планшеты. Вот он, прообраз нового мира, который уже никогда не будет прежним, и в котором все можно будет делать на расстоянии. В том числе и грызть гранит науки.

Утверждают, что за эту карантинную пару месяцев мы по части учебы без отрыва от дома приобрели приличный опыт. И успели оценить преимущества дистанционного обучения своих чад. Разве не так? Родителям незачем больше просыпаться чуть свет, чтобы отправить детей в школу. Да и самим нет нужды наведываться в эту самую школу то по вызову учителя по разным, все больше неприятным поводам, то на родительские собрания, которые, как назло, не вовремя случаются. А значит, не чувствовать себя снова и снова проштрафившимися школярами. Причем, совершенно невольно.

Так что чего проще: проснулся, усадил своего ученичка за компьютер, ноутбук или планшет. А то он и сам к нему побежал – как к любимой игрушке. И все дела – можешь заняться своей работой, если самому сейчас приходиться трудиться на изоляции с удаленкой.

Однако любой идеал тем и слаб, что он идеал. А значит, фатально зависит от разных досадных мелочей, которых полно в нашей несовершенной действительности. Начать хотя бы с того, что ребенка за компьютер еще надо усадить. Ведь знает же, что не за игру усаживают, а за уроки. И сопротивляется как может…

Потом не факт, что компьютер у вас есть. А если и есть, то снабжен соответствующей программой, позволяющей общаться дистанционно с любимыми учителями. Да еще и качество интернет-соединения... Его не в каждом городе можно назвать приличным. Не говоря уже о глубинке.

И, наконец, позволяют ли наладить мало-мальски добротную учебу ваши жилищные условия? Хорошо, если получается выделить ребенку отдельную комнату. Тогда и самому можно работать более-менее спокойно. А если нет? Или если детей двое, а то и больше?

Так что даже при наличии нескольких комнат еще не факт, что вы сможете спокойно заняться своими делами. Ведь за детьми глаз нужен. Чтобы, значит, занимались, а не шастали по игровым просторам Интернета. Да и помочь им в случае чего требуется. Вот и станет любящий родитель метаться от одного своего чада к другому. Отодвинув в сторону собственную работу и игнорируя разрывающийся от звонков телефон и чат, полный гневных эсэмэсок от начальства. Хочешь не хочешь, а свою работу тоже надо делать. Хотя бы для того, чтобы дети смогли учиться спокойно…

Но это все проблемы, можно сказать, технические. Те, что лежат на поверхности. Но есть и более глубинные вещи. Такие, как эмоциональный контакт учителя и ученика. Что способно его заменить? А особенности коллективного восприятия и освоения учебного материала? Они разве не сказываются на усвоении темы урока? И совсем не случайно так мало историй успешного домашнего обучения. Тогда как историй проблемных – хоть отбавляй. Их при желании может вспомнить едва ли не каждый.

Все это решающим образом влияет на качество образования. И влияние это, скорее, негативное. Его в том числе оказывает и дистанционное обучение. В самом деле: кто из великих достиг высот дистанционным путем? Что-то не припоминается… Все – от Ломоносова до Стива Джобса постигали науки одним и тем же способом. Сидя за партами в классе, с раскрытыми книжками и тетрадками.

Хотя, как у каждой проблемы, у этой имеется своя оборотная сторона. Совсем исключать из нашего образования дистанционку было бы, мягко говоря, недальновидно. Приобретаемый сегодня опыт показывает, что такой способ обучения может стать отличным подспорьем в обучении. Ведь появляется возможность расширить кругозор, послушав тему урока в интерпретации светил науки и педагогики. И не случайно сегодня возрождается общественный запрос на учебный телеканал. Такой, каким были «Российские университеты», принесенные в жертву золотому тельцу на заре рыночных реформ.

Так что все новое – это хорошо забытое старое. И хотя бы на основании этой истины не стоит ждать, что мир по окончании злосчастной пандемии вдруг перестанет быть прежним. Не было такого раньше. Не будет и сейчас. Не без нюансов, конечно, но, во всяком случае, своих Ломоносовых и Королевых и дальше будем растить хорошо проверенным веками способом.