
№198
от 7 июл 2020 г.
Дата публикации:
6 июл 2020 г.
Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся воспитательной работы в отечественном образовании.
1668
В последние четверть века эту, как сегодня модно говорить, компоненту в образовании подзабыли, предоставив заниматься воспитанием своих чад родителям. А что же школа, вуз? Им отведена роль учреждений, оказывающих образовательные услуги.
Какую услугу оказывают учителя в школе? Они, как считают педагоги, дают на уроках «материал» по тому или иному предмету. А дальше ученик должен с родителями его разобрать и сделать выводы. То есть урок для учителя не является частью воспитательного процесса. Именно по такому принципу строится европейская образовательная система, тот самый Болонский процесс, окончательно добивший советское образование.
И что теперь? Теперь с принятием поправок в Закон «Об образовании» воспитание детей снова становится обязательной частью образовательного процесса. В документе четко прописано понятие «воспитание» и порядок проведения воспитательной работы. Законопроект предусматривает всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, воспитание в них чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда. А это, согласитесь, требует больших знаний и умений учителя, чем при процессе «просто дать учащимся материал».
Что интересно. В советские времена воспитание в образовательных заведениях являлось обязательным. Активное воспитание подрастающего поколения шло на уроках, лекциях, вне учебных занятий. Да, был иной государственный строй, была идеология. Да и методы воспитания были другими. В советской воспитательной системе было немало примеров, на которых мальчишки и девчонки учились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И научились!
Моральные, нравственные качества, привитые советским детям в процессе воспитания, проявляются у наших соотечественников и сегодня. Есть ли среди них те, кто мог бы послужить примером для сегодняшних детей?
Вспомните «доктора Лизу» – врача Елизавету Глинку, спасшую сотни детишек. Героя-полицейского Магомеда Нурбагандова из Дагестана, его прозвучавшие как призыв слова: «Работайте, братья!» Или Героя России летчика Дамира Юсупова, спасшего жизни более 200 пассажиров, посадив терпящее крушение воздушное судно на кукурузном поле. Врачей, сражающихся за жизнь больных в борьбе с коронавирусной инфекцией. Примеров людей, каждый день проявляющих силу воли, мужество, в нашей стране все больше. Значит, действительно есть на кого равняться, с кого брать пример молодому поколению.
Будем надеяться, что воспитание, как обязательная часть образовательного процесса, вытеснит наконец несвойственное для российской школы понятие «образовательная услуга».
Какую услугу оказывают учителя в школе? Они, как считают педагоги, дают на уроках «материал» по тому или иному предмету. А дальше ученик должен с родителями его разобрать и сделать выводы. То есть урок для учителя не является частью воспитательного процесса. Именно по такому принципу строится европейская образовательная система, тот самый Болонский процесс, окончательно добивший советское образование.
И что теперь? Теперь с принятием поправок в Закон «Об образовании» воспитание детей снова становится обязательной частью образовательного процесса. В документе четко прописано понятие «воспитание» и порядок проведения воспитательной работы. Законопроект предусматривает всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, воспитание в них чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда. А это, согласитесь, требует больших знаний и умений учителя, чем при процессе «просто дать учащимся материал».
Что интересно. В советские времена воспитание в образовательных заведениях являлось обязательным. Активное воспитание подрастающего поколения шло на уроках, лекциях, вне учебных занятий. Да, был иной государственный строй, была идеология. Да и методы воспитания были другими. В советской воспитательной системе было немало примеров, на которых мальчишки и девчонки учились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И научились!
Моральные, нравственные качества, привитые советским детям в процессе воспитания, проявляются у наших соотечественников и сегодня. Есть ли среди них те, кто мог бы послужить примером для сегодняшних детей?
Вспомните «доктора Лизу» – врача Елизавету Глинку, спасшую сотни детишек. Героя-полицейского Магомеда Нурбагандова из Дагестана, его прозвучавшие как призыв слова: «Работайте, братья!» Или Героя России летчика Дамира Юсупова, спасшего жизни более 200 пассажиров, посадив терпящее крушение воздушное судно на кукурузном поле. Врачей, сражающихся за жизнь больных в борьбе с коронавирусной инфекцией. Примеров людей, каждый день проявляющих силу воли, мужество, в нашей стране все больше. Значит, действительно есть на кого равняться, с кого брать пример молодому поколению.
Будем надеяться, что воспитание, как обязательная часть образовательного процесса, вытеснит наконец несвойственное для российской школы понятие «образовательная услуга».

