Только около 15 % выпускников выбирают будущую профессию осознанно. Такие данные приводит газета «Комсомольская правда», ссылаясь на многочисленные социологические опросы. Чтобы помочь молодежи разобраться в том, кем она хочет стать, в стране организован проект «Билет в будущее». В нем участвуют 78 регионов, в том числе Ростовская область.

Участие бесплатное. Ребята заходят на онлайн-платформу, проходят тестирование, получают информацию о востребованных на рынке труда направлениях, могут пройти курсы и даже, обещают организаторы проекта, сделать пробный шаг в профессии. Интересно будет и детям, и родителям. А главное, учащиеся 6–11-х классов смогут хотя бы отчасти попробовать себя в том или ином деле и разобраться, подходит ли оно. Хорошая задумка, не правда ли? Мне кажется, да.

Смущает меня то, что проект нацелен на раннюю профессиональную ориентацию школьников. Это, конечно, хорошо, когда человек с детства понимает, что ему нужно, и выбранная им профессия совпадает с потребностями рынка труда. Однако множество подростков рассуждают так: «Я уже определился с тем, что хочу стать врачом, зачем мне знать историю?» Но проходит два года, и старшеклассник вдруг понимает, что лучше ему стать юристом. А времени на то, чтобы учить историю, уже не осталось... 

Ранняя профессиональная ориентация сегодня активно поддерживается государством. Собственно, система ЕГЭ тоже заточена именно на такой подход. Работу по созданию условий для ранней профориентации молодежи активно ведут в Самарской области. Там даже в садиках реализуют соответствующие программы. Вот что по этому поводу говорит заместитель председателя правительства Самарской области Александр Фетисов:

–  В 16 лет разговаривать с человеком о будущей профессии поздно. Мы эту работу начинаем с 1-го класса школы.

А почему поздно-то? Потому что сегодня усиленно изучать школьники должны лишь некоторые предметы, которые будут сдавать на ЕГЭ, а остальным уделять внимание весьма посредственно – лишь бы аттестат получить. Правильно ли это? С одной стороны, да. Школьная программа сегодня сильно усложнилась, можно ли ее всю качественно освоить? Мне кажется, нет. С другой стороны, не имея знаний по ряду предметов, школьники выходят совершенно неподготовленными к жизни. Ну, согласитесь, что бывает нелишним знать, как правильно написать заявление, посчитать проценты в банке или сообразить, что соду можно погасить не только уксусом. Кстати, что-то схожее говорит и первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко:

– Для школьника очень важно набирать различные компетенции: они пригодятся ему в жизни, пригодятся при обучении, пригодятся при профессиональном развитии.

Конечно, пригодятся. Жизнь меняется невероятно. Чем больше знаешь и умеешь, тем лучше. Но как же освоить новые компетенции, если ты уделял внимание в школе лишь нескольким предметам?

В общем, как ни крути, а настраивать ребенка на то, что с выбором профессии он должен определиться задолго до 16 лет, мне кажется, очень рискованно. К тому же сами посудите: люди семьи создают, когда, как правило, бывают куда старше. Но при этом наша страна, по данным ООН, является первой по числу разводов. Что тут говорить про раннюю профориентацию? Не угадать с выбором как раз плюнуть.