То, как сегодня развиваются события вокруг этого вида внеуличного городского транспорта, показывает, что идея не зависящего от пробок скоростного трамвая все больше овладевает умами руководящих масс.



Однако ее триумфальному шествию мешают прозаические материальные резоны. Денег фатально не хватает не только на традиционное метро, с грезами о котором, судя по всему, надо решительно распрощаться. Их нет и на порядок более дешевый метротрам.

Тем не менее в администрации южной столицы уже подготовили схему будущей маршрутной сети ростовского метротрама. И даже направили ее разработчику рассчитанной на 15 лет программы комплексного развития транспортной инфраструктуры донского мегаполиса – питерской компании «А+С Транспроект».

Там, ознакомившись со всеми маршрутными предначертаниями, констатировали: начать строительство метротрама получится не раньше 2025 года. И то, если муниципалитету и области удастся подыскать подходящего соинвестора, который бы согласился реализовать пусть и более дешевый в сравнении с метро, но далеко не копеечный легкорельсовый проект. Иными словами, без задействования схемы государственно-частного партнерства не обойтись. Причем с участием солидного и денежного партнера.

Таким обещал одно время стать ВЭБ. Однако, раз прозвучав, эта информация нигде больше не всплывает. Можно, конечно, и городским бюджетом обойтись. Но издержки – как материальные, так и временные – в этом случае превосходят все ожидаемые выгоды. Да и приступить к делу через пять лет при таком раскладе никак не удастся. В «А+С Транспроект» укзывают на 2028 год. А еще рекомендуют забыть об идее традиционного метро. Она, по оценке специалистов компании – разработчика комплексной транспортной программы, Ростову не подходит по всем статьям.

Таким "отцам города" видится трамвайное будущее южной столицы

Таким "отцам города" видится трамвайное будущее южной столицы. Источник: портал администрации Ростова.

Ориентироваться стоит на соседей. Метротрам, который уже скоро 40 лет, как успешно функционирует в Волгограде, столь же успешно способен прижиться и в Ростове. И может оказаться даже более успешным, поскольку в основе ростовского проекта – реконструкция уже существующих трамвайных линий с добавлением к ним скоростных подземных, надземных или изолированных наземных участков.

Хорошие примеры не надо искать за тридевять земель. По соседству, в Волгограде, уже почти 40 лет успешно работает метротрам.

Хорошие примеры не надо искать за тридевять земель. По соседству, в Волгограде, уже почти 40 лет успешно работает  метротрам.

Сегодня очевидна необходимость надежной транспортной связи по линии Левенцовка – старый аэровокзал. В этом направлении могут проложить сразу два маршрута. А в центре города от этой линии пойдут ответвления к существующим трамвайным путям по улицам Станиславского и Горького.

Помимо трамвайных параллелей, предстоит проложить и меридиональные линии, связав левобережную зону Ростова (а в перспективе и Батайск) с расположенными на северной и северо-восточной окраинах микрорайонами «Суворовский» и «Темерник».

При удачном стечении обстоятельств в таком виде ростовский метротрам предстанет перед горожанами и гостями южной столицы только в 2035 году. А пока в бюджете Ростова на следующий год предусмотрены средства на разработку предпроектных предложений и расчет сметной стоимости проектирования линий скоростного трамвая. В первом приближении предполагается, что реализация всего проекта может потянуть на сумму, не меньше, чем 22-23 млрд рублей.

Как видим, деньги хоть и немалые, но вчетверо меньшие, чем те, что потребовались бы для прокладки одной линии классического метрополитена. Там речь идет о 70-80 млрд. Да и многократно расхваленный и столько же раз обруганный монорельс, как явствует из рисунка, Ростову и области тоже совсем не по карману.

Так что, используя излюбленный в 90-е годы, пусть и не совсем грамотный лексически рекламный слоган, можно утверждать, что «при всем богатстве выбора, другой альтернативы нет». Что, похоже, поняли в администрации Ростова, разместив на своем официальном сайте схему линий будущего городского метротрама. Тем самым как бы ставится точка в дискуссиях и обозначается переход от громких слов к реальной работе по комплексному развитию общественного пассажирского транспорта в донском мегаполисе.

Материалы «НВ» по этой теме можно найти здесь.