В первую седмицу августа (7-го числа) романтическое человечество отмечает необычный праздник – День собирания звёзд. Событие это связано с концентрацией активности крупнейшего метеоритного потока, названного в честь древнегреческой богини Персеиды. Атмосфера земного шара в это время действует так, что хвосты падающих комет сгорают. В небе образуется красивый след. Называют это явление звездопадом. Существует суеверие: если видишь падающую звезду, загадывай желание, оно сбудется. Отсюда и появился Праздник собирания звёзд.

Ангелы спускаются к людям

Хотя говорят, что и не звёзды это вовсе, а настоящие ангелы, которые спешат на Землю, чтобы подарить новорожденному чистую душу.

Согласно другой легенде, каждый человек имеет звезду, которая напрямую с ним связана. Рождается человек – вспыхивает в небе новая звёздочка, умирает человек – звёздочка падает на землю. Как у Высоцкого в «Песне о звёздах»:

Мне этот бой не забыть нипочём —

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождём

Падали звёзды.

  

Вот снова упала – и я загадал:

Выйти живым из боя…

Так свою жизнь я поспешно связал

 С глупой звездою.

  

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда —

Прямо под сердце…

 

Но сегодня мы поговорим о пятиугольной звезде – пентаграмме, которая с падением СССР, под нею рождённого, подверглась хуле и гонениям. Недалёкие «либералы» прокляли её как «символ тоталитаризма». Недалёкие церковники объявляют её «знаком дьявола». Недалёкие миряне во всю эту галиматью верят. А мне захотелось защитить мою красную звёздочку. Под нею я родился, под нею и уйду из этого мира. А она, надеюсь, не потухнет…

 

Портрет Христа на фоне дьявольского знака

Пятилучевая звезда – один из древнейших символов человечества, начиная с Месопотамии и Египта. Пентаграмма считалась совершенной фигурой и служила символом красоты мира. Алхимики связывали её с пятью элементами, христиане – с пятью ранами Христа. Кроме того, знак пентаграммы якобы был начертан на волшебном перстне Соломона, оттого она зовётся ещё и «Соломоновой звездой» (в исламе – «звездой Самсона»). В средневековой геральдике пятиконечная звезда часто встречается в гербах французских, английских и итальянских рыцарей.

Пентаграмма использовалась и как оберег – знак, охраняющий от злых сил. В поэме Гёте «Фауст» Мефистофель пугается нарисованной звезды. 

Александр Невский сражался с крестоносцами Тевтонского ордена под красными знамёнами, шитыми золотыми пятиконечными звёздами. Звезда в православии воспринималась как знак Спасителя: каждый её угол символизировал рану Христа и пять букв имени «Иисус».

Пятиконечные звёзды можно найти в русских церквях как символ божественной силы. Так, Сергиевская церковь города Ливны украшена голубыми куполами с золотыми пентаграммами. Кисти Андрея Рублева принадлежит икона «Преображение Иисуса Христа» Благовещенского собора Московского Кремля. Спаситель изображён на фоне пятиугольной звезды, перевёрнутой вершиной вниз (что, по мнению доморощенных «толкователей», является знаком дьявола). Между тем Рублёв причислен Православной церковью к лику святых…

Наконец, именно пентаграмма венчает Храм Рождества Христова в Вифлееме! Она символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в пещеру, где был рождён Спаситель.

Коммунист и масон – не близнецы-братья

Пятиконечные звёзды традиционны и для геральдики. Они украшали погоны царских офицеров. Под белыми звёздами с двуглавым орлом в центре русские войска сражались и в русско-японскую войну.

Но всё же к началу ХХ века российский обыватель уже воспринимал звезду как знак дьявола. В обществе были популярны «труды» некоего Элифаса Леви. Он разделил пентаграммы на «чистые» и «нечистые» – повёрнутые острием вверх и опрокинутые верхушкой вниз. Последние якобы были символом рогов похотливого козла. Красную пентаграмму Леви расположил между рогов во лбу дьявольского божества Бафомёта.

Книги Леви были опорой для борьбы против масонского движения. Масоны настаивали на объединении людей на основе «братской любви» и «нравственных начал», стремились к внегосударственному объединению своих членов. Их стали подозревать во всемирном заговоре. Папа Лев XIII заявил, что они одержимы бесами и принадлежат к царству сатаны. А поскольку в масонской символике присутствовала пентаграмма, звезда тоже стала атрибутом «нечистой силы».

После прихода к власти большевиков их тоже обвинили в связях с масонством. Митрополит Антоний писал из-за границы в 1932 году: «Масонская рука принимала участие в разрушении России».

Действительно, со стороны масонов попытки сблизиться с властью были. Глава одной из крупных петроградских «лож» Борис Астромов-Ватсон, обращаясь через ОГПУ к Правительству СССР, писал, что масонство и коммунизм сближает пятиконечная звезда. Астромов же предложил создать масонскую «ложу» под крылом ОГПУ.

Однако «пламенный масон» с собратьями в 1926 году был арестован и осуждён, а масонство объявлено вредной буржуазной идеей, направленной на «размягчение воли и мозгов рабочего класса». Кое-чьи мозги и впрямь «размягчились»: в числе масонов до 1926 года числились кинорежиссёр, будущий сталинский любимец Григорий Александров, актёр и режиссёр Юрий Завадский, популярный актёр МХАТа Рубен Симонов и другие.

И всё же в целом большевизм и масонство оказались несовместимы.

Однако к началу гражданской войны в русском народе восприятие красноармейской звезды как «знака дьявола» было очень популярно. Так, в 1919 году начальник политотдела 2-й Советской (Украинской) дивизии И. Минц отметил, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против новой «кокарды» – красноармейской звезды…». К тому же поначалу «марсову звезду» носили двумя лучами вверх, а одним вниз, что воспринималось как знак антихриста. В народе пошли толки о «воинстве сатаны». Вскоре военный отдел ВЦИК вынужден был выпустить специальную листовку: «Смотри, товарищ, вот Красная звезда!» Пятиконечная звезда была нарисована двумя лучами вниз.

Впрочем, революционные командиры порою использовали «безбожные» атрибуты сознательно. Осенью 1920 года была создана интернациональная дивизия «Красные черти», куда входили евреи, латыши, мадьяры, китайцы, чехи и другие (кроме русских). Бойцы дивизии воевали в мундирах красного сукна, в кожаных штанах и высоких красных сапогах. Отворотам на шлемах придавалась форма рогов. А осенью 1919 года в ряде частей ввели принудительное клеймение бойцов знаком красной пентаграммы. Это объясняли необходимостью прекратить дезертирство и переход красноармейцев на сторону врага. Но такое клеймение воспринималось как «печать антихриста», к тому же было унизительной процедурой.

Кстати, на Юге России красноармейцев нередко называли масонами, а буденовский шлем – «масонкой»: на него нашивались огромные звёзды, которые воспринимались как «масонский знак». Кстати, на уголовном жаргоне солдата и нынче называют «масон»…

  

«Слава Богу» или «Хайль Гитлер»?

К слову: в качестве символов большевистской власти одно время рассматривалась не только звезда, но и… свастика! Ведь этот знак, привезённый на Русь из Скандинавии, издревле использовался как вышивка на костюме, тиснение на окладах икон, оружейный орнамент и т.д. Серебряный иконостас, построенный при помощи Донского казачьего войска для храма-памятника в честь столетия победы над Наполеоном, весь покрыт свастикой. Ещё Временное правительство в 1917 году выпустило купюру достоинством 250 рублей, где двуглавый орёл был изображён на фоне свастики.

Большевистские геральдмейстеры тоже первоначально помещали свастику внутрь звезды (нашивка у бойцов Красной армии Юго-Восточного фронта в 1918 году).

Но свастика вскоре исчезла. Вспомнили о ней внутренние оппозиционеры большевистскому режиму позже, во время второй мировой войны. Приверженцы подпольной антисоветской катакомбной церкви (истинно-православные христиане) поддержали немецких оккупантов в том числе и потому, что в символике последних присутствовали крест и свастика. На сайте «катакомбной церкви» и сейчас можно прочесть следующее:

 «Если у большевиков символом была красная звезда (в христианстве пентаграмма – знак антимессии), то у немцев – Крест, отчего последние символически выглядели защитниками христианства. На Сев. Кавказе в 1943 г. группа монахов-отшельников (живших в пещерах) помогала немецким отрядам пройти по горным тропам, перевязывала раненых, сигналила летчикам! (В 1944 г. почти все отшельники были расстреляны СМЕРШевцами)».

 Сам Гитлер, правда, относился к христианству с пренебрежением и презрением. В беседе с соратниками (1941 г.) он говорил: христианство – это прототип большевизма – мобилизация евреями масс рабов с целью подрыва общества». Хотя гитлеровцы действительно формально поощряли церкви любых конфессий, используя их в своих целях.

 Любопытно, что перед войной нацисты также использовали в знаках отличия своих охранных отрядов красные звезды.

  

Антикрестовый поход под звездой Самсона

Между россиян и до сих пор пытаются дурачить «символическими» байками. Так, в своё время председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов и председатель Исламского комитета России покойный Гейдар Джемаль высказались против использования христианских символов в гербе РФ. Их не устроило наличие креста на российском гербе, а также изображение Георгия-Победоносца, поражающего дракона. Правда, большинство их соратников по вере тут же открестились от подобного радикализма, заявив, что подобного рода символика существует во многих европейских государствах, а исламская – в мусульманских государствах, где проживают граждане иного вероисповедания.

Кроме того, оппоненты «реформаторов» заявили, что «никто из граждан России не считает, что вынужден носить на пилотке 2 года службы пятиконечную звезду Самсона – символ ислама. Православные воспринимают полумесяц на крестах своих храмов и как астральный символ, и как «якорь веры» – но отнюдь не как напоминание о выплачивании дани крымскому хану. Фиксация на расшифровке символики приводит к паранойе».

Впрочем, символика символике рознь. Памятен громкий скандал 2001 года, когда в селении Ведения Ярославской области местный священник отец Сергий установил на храме кресты, на которых была изображена свастика. Настоятель храма являлся сторонником печально известного союза Русское национальное единство (РНЕ). По требованию Епархиального управления сомнительные кресты были сняты. Но прецедент уже создан…

 Нет уж, если выбирать между «православной» свастикой и «дьявольской» звездой, я предпочту последнее.

 Я собираю звёзды…

 

 Побег

 Александр СИДОРОВ

 Великому писателю Аркадию Петровичу Гайдару

 

 Пенный снег да метельный серебряный крик…

 И звезда над лесною тропой,

 Как из белого плена отважный комбриг

 Пробирается ночью слепой.

 

Ты неярко свети на опасном пути,

 Чтобы силы сберечь на побег,

 Чтоб следы замести, добрести, доползти

 И укрыться в крестьянской избе.

 

 Там горячая печь и горячие щи,

 Там соломою полон чердак…

 Так беги же, комбриг, так приюта ищи,

 Так гори же, гори же, звезда!