Последние недели отмечены возросшей активностью ростовских «отцов города» по части продуцирования всевозможных инициатив – в основном, касающихся благоустройства.

Так, жителям южной столицы вновь преподнесли реанимированную идею о прокладке канатной дороги через Дон аж до Батайска. С отрадой наблюдает ростовский люд за растущими темпами продвижения проекта ростовского метротрама. Благодаря телевидению, вся область увидела баталии ростовчан с властями из-за попыток последних цивилизовать на манер образцового пионерлагеря дикую природу Зеленого острова.

Теперь возродилась из, казалось бы, давно остывшего пепла идея переноса к дальней восточной околице главного ростовского автовокзала. Лет пять назад ростовское градоначальство уже озвучивало ее. Но аплодисментов не сорвало, и разговоры о том, как автовокзал на окраине будет спасать южную столицу от транспортного коллапса, стихли сами собой.

Но… «Никогда такого не было – и вот опять»: в ходе кампании по выборам в городскую думу Ростова прозвучала тема транспортной перегрузки центра города. И на автовокзал указали как на корень всех бед. Интересный, надо сказать, вывод.

Вот уже добрых четыре десятка лет, как располагается автовокзал на площади трех вокзалов, где, помимо него, рядом находятся еще главный железнодорожный и пригородный вокзалы. Но только в первой четверти 21-го века вскрылась вся зловредная сущность такой схемы. Оказывается, чтобы уехать куда-то автобусом, пассажирам требуется сначала добраться до центра города. А потом автобусы, развозящие их по городам весям области и других регионов и даже стран, катят по улицам, мешая и без того затрудненному движению.

Так выглядит картина в интерпретации городских властей. Хотя всегда казалось, что все происходит наоборот. И пассажирам, которые прибывают в Ростов поездом, чтобы уехать дальше автобусом, требуется всего лишь перейти через Привокзальную площадь и войти в просторный зал автовокзала. Удобство, которого Ростову долго не хватало. Еще каких-то полвека назад ростовчане остро завидовали Краснодару, где два вокзала: железнодорожный и авто – испокон веку располагались рядышком. Нашим же людям, чтобы «сменить лошадей» приходилось плестись на перекладных через весь город, на нынешний проспект Шолохова.

И вот сегодня оказывается, что наличие двух вокзалов рядом – никакое не благо, а источник пробок и прочих транспортных неурядиц. Чтобы их избежать, гражданам пассажирам и предлагается… А что, собственно, предлагается? Снова тащиться с чемоданами и сумками через весь город – разве что в другом направлении? Как говорится, от перемены мест слагаемых сумме не легче…

Но кое-что все-таки сменится, когда автобусы всех направлений соберутся у комплекса старого аэропорта – именно туда предлагают перенести главный автовокзал южной столицы. Все они – как в северном, так и в южном направлении станут двигаться сначала к Новочеркасскому шоссе и уж потом разъезжаться по своим направлениям за городской чертой. Можно представить, что будет твориться на этом и без того сегодня перегруженном отрезке пути. По которому, между прочим, и часть автобусов в аэропорт «Платов» двигается.

К тому же иногородние маршруты южного направления выстроены с расчетом на въезд в центр города и выезд из него через Темерницкий мост. Что, кстати, нисколько не мешает городскому движению, так как все междугородные автобусы с юга проходят по трассе А135 – Восточному шоссе и тому же Темерницкому мосту. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: по ростовским улицам им катить практически не приходится.

При переносе всех автобусных маршрутов на восток мегаполиса придется полностью менять логистику. И пока совершенно неясно, какие инфраструктурные изменения для этого понадобятся. А главное – каких вложений потребуют. Так что вопрос далеко не частный, учитывая его цену в рублях. И не только в рублях: очевидно, что проблема затрагивает интересы практически всех жителей области.

Но, тем не менее, идею автовокзала на востоке Ростова сходу отвергать не стоит. Только это должен быть второй автовокзал, откуда автобусы должны отправляться в северном и восточном направлении. Такой крупный вокзал давно нужен мегаполису. Тот, что имеется на проспекте Шолохова, во всех смыслах устарел. Вот его и надо обновлять и переселять в простаивающее здание старого аэропорта. Оттуда, кстати, можно будет пустить спецавтобусы в «Платов». Причем, организовать заблаговременную регистрацию на рейсы и необходимый досмотр прямо на месте, чтобы потом доставлять пассажиров, что называется, прямо к трапу самолета. Площади здания старого аэропорта, думается, должны это позволить.

Ну, а на Привокзальной площади Ростова сегодня уже сложился и четко действует пересадочный мультимодальный узел. Из тех, к опоре на которые при проектировании схем пассажирского транспорта не устает призывать губернатор. Но, видимо, ростовскими «отцами города» так сильно движет охота к перемене мест, что в своих транспортных новациях они предпочитают опираться на что-то совсем иное. Или вообще ни на что разумное не опираться.


На снимке: площадь трех вокзалов в Ростове, где, кроме автовокзала, находятся еще два железнодорожных: главный и пригородный. Всюду наличие такого узла признается за благо. Всюду, но не в Ростове.