– Дайте «Жалобную книгу»! Скоро эта фраза уйдет в историю. Постановление об обязательном наличии в магазинах, предприятиях сферы обслуживания «Жалобных книг» (а вернее, «Книг жалоб и предложений граждан») станет очередной жертвой «регуляторной гильотины». Его расценили как устаревшее и нецелесообразное.

Обосновывает Минпромторг свое решение тем, что «Жалобные книги» вводили при другом общественно-экономическом устройстве, когда отсутствовала «конкурентная среда, свойственная рыночной экономике».

Это утверждение базируется на крайне спорной идее. Мол, если покупателя плохо обслуживают в одном магазине, что мешает ему пойти в соседний и, таким образом, наказать своих обидчиков рублем? Так могут рассуждать только жители мегаполисов, причем больше теоретики, чем практики. Во-первых, не факт, что рядом есть другой магазин с подобным ассортиментом. Во-вторых, нет гарантии, что в соседнем магазине продавцы вежливее, а товар качественнее.

Поводов потребовать «Жалобную книгу» и при нашей рыночной экономике – пруд пруди. Правда, требуют ее обычно люди пожилые. Те, которые помнят, какой страх и ужас наводила на работников торговли или сферы общепита угроза описать какие-то их «художества» в «Жалобной книге». Ведь эти книги регулярно просматривали вышестоящие инстанции, различные контролирующие организации. За иные случаи и сцены, описанные гражданами на их страницах, можно было поплатиться премией, а то и должностью.

Неудивительно, что само требование граждан предоставить «Жалобную книгу» в советское время нередко разрасталось до скандала. Делать этого не желали, утаивали ее под любым предлогом. Случалось, прибегали к фальсификациям. Заводили дубликат «Жалобной книги», наполняя его исключительно благодарностями граждан. Или страницы с жалобами попросту вырывали, подменяли другими.

Сегодня «Книга жалоб», к сожалению, не только не является эффективным средством борьбы потребителей за свои права, но может быть и опасна. Ведь находится в открытом доступе. И личные данные, оставленные в ней гражданином вместе с жалобой или предложением, легко могут попасть в нехорошие руки.

55 лет назад Эльдар Рязанов снял кинокартину, которая так и называлась – «Дайте жалобную книгу!». В ней он подспудно провел простую и актуальную по сию пору мысль: жалоба должна прозвучать громко, тогда есть шанс изменить ситуацию. В фильме безобразия в ресторане «Одуванчик» продолжались до тех пор, пока их не живописал в газете журналист.

В наши дни любой гражданин теоретически может стать грозным «ревизорро», засняв случаи нарушения правил торговли, прав потребителей и выложив в Сети. Другое дело, что немало примеров, когда работники магазинов и предприятий сферы обслуживания таким съемкам препятствуют, объявляют торговые залы едва ли не режимным объектом.

Минпромторг обещает разобраться с этим вопросом, исключив почву для необоснованных запретов. Хотелось бы надеяться, что правила будут четкими, меры за их нарушения – строгими и действенными. Борьба потребителей за свои права – это надолго. Вероятно, навсегда.