Все-таки удивляет меня современная школа. Причем все чаще – неприятно. Ведь так часто мне как маме приходится сталкиваться с моментами, которые лишний раз доказывают: какими бы усидчивыми, старательными, шустрыми и творческими ни были современные ученики, получить системные знания по каждому из предметов вряд ли получится. То же могу сказать и про учителей: будь ты хоть семи пядей во лбу, а вложить в своих учеников, пусть даже только самых одаренных (не беру вундеркиндов) полноценные знания, которыми они смогли бы успешно пользоваться не только в школе, но и в жизни, вряд ли сможешь. Пример для такого моего вывода – свеженький, сейчас его наблюдают родители большинства школьников.

Речь идет о проверочных работах, которые дети пишут весь сентябрь. Это разные работы: и ВПР (всероссийские проверочные работы), и те контрольные, которые призваны проверять остаточные знания школьников после лета, может, и еще какие-то есть.

Напоминаю, ВПР пишут каждый учебный год весной. Так проверяются знания школьников по предметам. Часто в школах на подготовку к ВПР уходит много времени. В прошлом учебном году их не писали – случилось дистанционное обучение, и ВПР перенесли на осень нынешнего учебного года – 2020-2021. Понятно, что к ВПР стали готовиться сразу после 1 сентября, ведь некоторые работы писали уже в середине месяца. Ну, по крайней мере, так происходило в школе у моей дочери. На изучение новых тем по русскому, алгебре, геометрии, географии, истории, биологии, физике, английскому было потрачено немного времени. Новые темы тоже, конечно, давались и даются, но весьма скомканны – с расчетом на самоизучение. 

Зато учителя больше внимания уделили подготовке к проверочным работам. Зачем, спрашивается? С одной стороны, может, оно и неплохо – повторили пройденный в прошлом году материал. Он изучался школьниками при дистанционном обучении, которое большинству много толку не принесло. С другой – школьники и так много пропустили в прошлом учебном году из-за все того же дистанционного обучения, зачем же еще больше запускать учебу? Пусть хотя бы в этом году учатся нормально, тем более что никто не даст гарантию, что школы на дистанционку не перейдут вновь.

Учителей, с одной стороны, понять тоже можно: дети должны на ВПР результаты продемонстрировать, а какими они могут быть, если дети нормально не занимались? Отрицательными. Вот учителя и пытаются что-то в детские головы вложить, готовятся к этим работам. С другой стороны, зачем ВПР решили проводить осенью, неужели их вообще нельзя было отменить?

Проведение этих работ только ухудшит положение со знаниями школьников, ведь в итоге они отняли и отнимают время, которого и так недоставало.

Ни к чему, на мой взгляд, было проводить и любые другие проверочные работы в начале этого учебного года – уж слишком много школьникам недодали по весне. Лучше бы все силы были брошены на изучение материала, а не на проверку. Тем более в конечном итоге важно, какие знания действительно остаются, а не те, которые подтвердятся на ВПР или еще где-то. Наверняка многие из этих работ не будут отражать объективной оценки знаний. Попросту говоря, школьникам работы помогут написать сами же учителя. И к чему же тогда потерян сентябрь, который был потрачен на подготовку и проведение к ВПР? Думаю, ни школьники, ни учителя, ни родители не смогут дать вразумительный ответ на этот вопрос. Может быть, его знают чиновники от образования? Хорошо, если так, потому что большинство участников учебного процесса испытывает только горькое сожаление при виде происходящего.