Праздник русского единения – о чём это?

Наливай, не заморачивайся

Как много праздников в природе… На прошедшей неделе узнал я, что существуют Международная ночь летучих мышей (Бэтмен рулит!), День защиты слонов, Всемирный день носорогов и даже День собак в политике. Сразу же вспомнился анекдот-загадка советских времён: «Как зовут собаку Рейгана? – Рональд». Все они собаки, исключая тех, кто свиньи…

Но меня привлекло иное торжество. Оно прошло тихо и незаметно, несмотря на громкое название – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РУССКОГО ЕДИНЕНИЯ. Звучит пафосно и где-то даже патриотично, но ни тебе салютов, парадов, шипенья пенистых бокалов. Как-то не по-русски.

Впрочем, в принципе, все вполне объяснимо. Празднику всего-то от роду 10 лет. Всемирный день русского единения отмечают 21 сентября. Инициатором выступил осенью 2009 года Русский объединительный союз соотечественников в Киргизии, а затем идею поддержали русские диаспоры 24 стран: как из бывших советских республик (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Литва, Эстония), так и иное зарубежье – Греция, Дания, Израиль, США, Турция, Финляндия, Польша, Португалия и прочие.

Зачем нам этот сабантуй-курултай? Как поясняют учредители, для сохранения этнических, исторических и культурных ценностей, популяризации русского языка и литературы, консолидации соотечественников по всему глобусу и создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в мире.

Почему именно 21 сентября? Так уж звёзды сошлись. Тут и день призвания варягов на Русь – объединение русских племен, начало княжения Рюрика, и Рождество Пресвятой Богородицы, и победа в Куликовской битве… Хороший день, хороший повод.

Короче, русские мы или не русские?! Ну дык наливай, не заморачивайся.

Потомки викингов

Кстати, насчёт русские – не русские. Какие наши отличительные черты?

Как у любого этноса: общность людей, объединённых языком, территорией, экономической жизнью, специфической культурой. Сюда же добавим внешний вид и самоидентификацию (то есть человек воспринимает себя представителем именно этого народа, независимо от реальной национальности). Как в комедии Алексея Балабанова «Жмурки», где темнокожего бандита Баклажана, который родился и вырос в России, подельник издевательски кличет «эфиопом», на что Баклажан оскорблённо возражает: «Да ты задолбал! Я – русский!» И он действительно русский. Как и Александр Сергеевич Пушкин. В то же время у нас в Ростове местные корейцы, армяне, греки, несмотря на общность языка, территории, экономической и культурной жизни, русскими себя не ощущают. Даже те, кто совершенно не знает своего «кровного» языка.

С русскими ещё сложнее. Некогда единый народ, со временем он распался на «великороссов», «малороссов» и «белорусов». Все они образовали отдельные нации. Причём малороссы, они же «украинцы» (что значит «люди с окраины», «с пограничья»), вконец запутались. Сначала, обретя впервые независимость в 1993 году, они решительно отмежевались от всего русского. Мол, русские – это чудовищная помесь «москалей» с финно-уграми, а украинцы – чистопородная нация и ничего общего с «чудью болотной» не имеет. Затем, спохватившись (а как же Киев – «мать городов русских»?), стали уже заявлять, что-де украинцы и есть настоящие русские, а «москали» не имеют права носить столь гордое звание.

И то сказать: в истории сроду не было никакой «украинской нации» – только русские люди с окраины («украйны») Дикого поля, у польской и российской границ. Нигде нет ни слова об Украине как о государстве и украинцах как нации – вплоть до распада Российской империи. По сути, Украину создали большевики (хотя проект вызревал в Австро-Венгерской империи с целью расколоть Россию). Ещё в 1920 году Сталин писал: «Пять лет назад говорили, что украинской нации – не существует». И заявлял, что задача большевиков – как раз развивать её. На дело бросили Лазаря Кагановича, а русских насильно заставляли учить «украиньску мову» и писать себя «украинцами».

Так что, рассуждая логически, «русское единение» надобно начинать с упразднения Украины как государства. Тем более, несмотря на насильственную украинизацию, большинство населения до сих пор предпочитает говорить именно по-русски. «Мова» не выдерживает в этом смысле конкуренции, несмотря на все усилия тамошней власти. Однако будем откровенны: значительная часть населения страны (в результате длительной обработки и пропаганды, особенно поколение, выросшее после распада СССР), даже предпочитая русский язык, всё же называет себя украинцами. Вот и поди, объединяйся с ними до купы (до кучи).

А что касается борьбы за честь называться русскими, больше всего прав на это имеют всё-таки скандинавы. Те самые викинги, варяги, «северные люди» (норманны), которых славянские племена пригласили к себе княжити.

Откройте «Повесть временных лет, откуду есть пошла Руская земля…»: «В год 6370 (862 по современному летоисчислению) …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы (в оригинале – свеи), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда  в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“…И от тех варягов прозвалась Руская земля».

А вот как описывает русов секретарь арабского посольства Ибн-Фадлан (920 год): «Русы выглядят  так – огромные (как пальмы), невиданно могучие белокурые или рыжие мужики, покрытые с головы до пят темно-зелеными татуировками в виде линий и всяких узоров, вооруженные поголовно мечами, топорами и ножами, с которыми никогда не расстаются. Не носят кафтанов, а ходят в накидках (плащах) на одно плечо». Типичные викинги, уж точно не славяне.

Читаем арабского географа Ибн Русте: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове… Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян...».

Так что ежели с кем и объединяться в первую очередь, так это со скандинавами. Я, в принципе, не против. Языку мы их быстро обучим. А они нас, Бог даст, научат нормально хозяйство вести.

Не скребите шкуры, лучше помогите материально

А если совсем серьёзно, вопрос о русских (равно как о других нациях и этносах) не так прост. С какими-нибудь пигмеями, племенами Амазонки или даже с северо­американскими индейцами в основном всё ясно. Они и до сих пор сохраняют свою «чистопородность». А с русскими номер не проходит. Возьму для примера свою многочисленную родню. По матери все – наполовину осетины (дед Гриша – гордый сын Осетии), наполовину казаки (то есть я сам на четверть осетин). У одного племянника отец – татарин. У другого (сын двоюродной сестры) – армянин. У дяди (брата матери) жена была с примесью армянской и еврейской крови. И т.д. и т.п.

Короче – «Поскреби любого русского – найдёшь татарина». Кстати, рождение этой фразы приписывают кому ни попадя. На самом деле авторство принадлежит яростному русофобу маркизу де Кюстину, автору мемуаров «Россия в 1839 году». Он аттестует русских так: «Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизаций сохранило медвежью шкуру – они лишь надели её мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести – и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится». А затем уже в виде поговорки её использовали наши писатели – например, Достоевский.

Да, «чистокровного» русского найти трудно – если вообще возможно. То же самое со «свидомым» украинцем, на котором «оттоптались» и татары, и ногайцы, и поляки, и «клятые москали», и ещё шут знает кто. Поэтому скопище уродов, упрекающих кого-то в «порочащих связях» с угро-финнами (арабами, эскимосами, вьетнамцами и проч.) недостойно называться нацией. Имя ей – недоумки, генетические отбросы.

Но вернёмся к «единению русских». Тут опять меня начинают терзать смутные сомнения. В призывах к «единению» я начинаю слышать опасные нотки национализма. Как лобызаться с собратьями по крови, когда даже во многих русских семьях согласия нет, когда трудно найти общий язык с соседями? А уж тем более когда внутри страны нация явно делится на «нищебродов» и «толстосумов», и чем дальше, тем выше градус взаимной ненависти и неприятия?

Есть и другие противоречия, которые мешают процессу радостного единения. Они касаются русских, которые, являясь гражданами западных стран, живут там долгое время или вовсе родились в Забугорье. Я часто общаюсь с ними в интернете. У нас общие культурные интересы в области поэзии, прозы, филологии и т.д. Но когда речь заходит «за жизнь», невольно вспоминаю фильм «Чужие». Так, недавно «далёкие русские» набросились на меня, узнав, что я считаю культовыми фильмы Балабанова «Брат» и «Брат-2». Самые ласковые эпитеты об этих картинах со стороны оппонентов были – «гнусность», «мерзость», «тупость». В то же время бездарные и похабные голливудские агитки, в которых русские выступают в роли пьяных бандитов и уродов, не вызывали у собеседников отторжения. «А что, разве не так? – спрашивали они. – Вы просто не видите себя со стороны. Вы такие и есть». Не спорю, у нас в стране действительно немало отребья. Однако не меньше, чем в странах, где живут мои «соотечественники».

В общем, мозги у ребят промыты до предела. От политики до бытовых проблем. И любые призывы разобраться в ситуации без гнева и пристрастия вызывают у них стойкое неприятие и раздражение.

Боюсь, процесс духовного возвращения в родную гавань у этих людей может сильно затянуться. Если вообще возможен.

Да и внутри самой России последние лет 20 я отмечаю рост негативного отношения к своей Родине и к своему этносу. Даже среди людей в возрасте. И молодёжь всё чаще связывает своё будущее с Западом. Я не спешу их обвинять. Увы, есть поводы для таких настроений. Как это ни горько признавать. Может, всё-таки начать с того, чтобы создать привлекательный образ Отчизны? Поднять уровень жизни россиян, уровень культуры, побороть чудовищную нищету?

А уж потом брататься с зарубежными соотечественниками…