Почему в России стало модным поливать грязью Высоцкого?

Фото: moskvahod.ru

Киллер с гитарой

25 января исполнилось 82 года со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. Увы, чем дальше, тем больше становится персонажей, которые стремятся «сбросить Высоцкого с парохода современности», нагадить, плюнуть, опорочить… Я неслучайно заменил в цитате из футуристического манифеста имя Пушкина на имя другого великого русского поэта. Не сравниваю Высоцкого с Пушкиным. Такие сравнения в поэзии неуместны и нелепы. Но для меня очевидно, что речь идёт о двух русских гениях. 

Сегодня я решил дать слово тем, кто не любит Высоцкого. Или «любит» так, что лучше бы ненавидел. Хочу ответить им от всей души.

За год до смерти Высоцкий написал «Чёрного человека». В чём-то он перекликается с «Чёрным человеком» Сергея Есенина (поэмой, которую тот завершил в год своей смерти). Вот отрывок из Высоцкого: 

Мой чёрный человек в костюме сером!..

Он был министром, домуправом, офицером,

Как злобный клоун он менял личины

И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,

Мой хрип порой похожим был на вой,

И я немел от боли и бессилья

И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

Но и после смерти «чёрные человечки» продолжают бить Высоцкого под дых и ломать ему крылья. Особо отмечу Михаила Крыжановского – автора тупой книжонки «Владимир Высоцкий – киллер и суперагент КГБ». Подправленная Фёдором Раззаковым, в России она вышла под названием «Владимир Высоцкий – суперагент КГБ». К слову: перу Крыжановского также принадлежат книги «Барак Обама – разведчик-нелегал КГБ», «Агент КГБ Билл Клинтон», «Агент КГБ Дональд Трамп», «Хиллари Клинтон – проект русской разведки», «Я спас Россию от мировой войны», «Я мог стать президентом России»...

Автобиография Михал Иваныча изобилует громкими подробностями: бывший сотрудник разведки КГБ СССР, снайпер спецгруппы антитеррора, нелегал разведки СБ Украины, бывший агент ЦРУ, ФБР, Секретной Службы США… Наш пострел везде поспел. Правда, ничем эти сведения не подтверждены. Как и другие: что «разведчик» был обычным информатором КГБ и курировал вещевые рынки, но за спекуляцию был «исключён из состава негласного аппарата по отрицательным мотивам».

Однако, что хуже всего – чушь этого человека множат по всему интернету любители дешёвых сенсаций. Так, некий Звенимир в статье «Другой Высоцкий» пишет: «Уже прошло 8 лет со дня выхода книги Ф. Раззакова и М. Крыжановского…, но до сих пор никто не смог ничего противопоставить сенсационной информации». И добавляет далее: «Бился и судился с авторами книги только Н. Высоцкий. Бился – да ничего толком не добился, хоть и выиграл дело».  Выиграл процесс – и «ничего не добился»? Интересная логика.

Не буду пересказывать чушь «разведчика». «Аргументы» автор приводит дивные. Вот, мол, посмотрите, как много ездил Высоцкий по заграницам – понятно, что явный шпион! Или – убийство болгарского диссидента Георгия Маркова (знаменитый «укол зонтиком») в Лондоне. А в Лондоне в то время находился Высоцкий. Кто же ещё убить-то мог?! Болгары же расплатились с «киллером», выпустив его диск… Или вот – Высоцкий легко выполнял акробатические трюки. Вывод: его подготовкой занимались опытные инструкторы на разведбазе в Балашихе. А вот рассказ самого Владимира Семеновича: «Я очень много занимался спортом, когда был помоложе. Занимался боксом, акробатикой, многими другими видами спорта. А потом, когда стал актёром, стал заниматься спортом для сцены, потому что там приходится делать всякие акробатические номера. У нас театр синтетический. У нас даже есть люди из циркового училища. И, когда нужно было готовиться к спектаклям, – клали маты, тренировались, ходили по проволоке…» То есть шпионская школа была не в Балашихе, а прямо на Таганке!

Ну надо же хотя бы отдалённо представлять, что такое – подготовить опытного киллера! Как? В промежутках между концертами, театральными спектаклями, сочинением песен?! Да вы представляете, что такое написать одно хорошее стихотворение?! А у Высоцкого великолепных, отточенных стихов – сотни! 

Ребята читатели, включите же голову…

Прилепин и Каштанка

И если бы дело ограничивалось толпой недоумков… Нет, к их хору подключаются и личности повыше кочкой. Например, популярный писатель Захар Прилепин. Ещё в 2010 году «Российская газета» опубликовала интервью с ним, где Прилепин снисходительно пытался потрепать Высоцкого по загривку – дескать, куда ты лезешь, Семёныч? Какой из тебя поэтишко. Для приличия признавая, что «трудно не любить Высоцкого – это уже составляющая генетического кода русского человека», далее Захар выдаёт:

«Впрочем, я совершенно искренне убеждён, что Высоцкий, конечно, никакой не великий поэт – и сам он это очень хорошо понимал. Элементарное сравнение его стихов со стихами, скажем, Юрия Кузнецова или Некраса Рыжего – всё должно ставить на свои места. Я не говорю уже о Есенине, о Мандельштаме… Малоумное, безоглядное почитание и возвеличивание Высоцкого-поэта привело – в числе прочего – к тому, что у нас сейчас на поэтических полках в магазинах продаётся какая-нибудь джигурда, а прекрасные поэты годами не могут издать своих книг… Да их и не читает никто. Люди вместо поэзии с куда большим удовольствием потребляют «надрыв» и прочее «актёрство»…. Высоцкий… он гениальная личность, гениальный человек, – он огромный, он очень честный, очень родной многим. Но давайте не будем величиной личности подменять наличие или отсутствие высокого поэтического мастерства. У Высоцкого поэтический дар очень умеренный – но он его «накрутил» за счёт своей жуткой и страшной биографии, за счёт громокипящей энергии своей».

То есть – «куда ты, Вова, лезешь со свиным рылом в калашный ряд? Оставайся в ряду всякой джигурды!» Повторяю, каждый имеет право на своё видение чужого творчества. Например, для меня Прилепин как поэтический критик ничтожен абсолютно уже потому, что он является поклонником рэпа. Но эти – исключительно моё мнение. Однако перлы типа «Высоцкий, конечно, никакой не великий поэт – и сам он это очень хорошо понимал» – уже за гранью приличий. Ты-то откуда взял, что Высоцкий не считал себя поэтом?! Да и сравнение с Некрасом Рыжим – низкопробный приём за гранью пошлости. Рыжий – хороший поэт. Но он и Высоцкий писали в разной стилистике, на разные темы! Они оба – таланты. Сравнивать их на уровне «поэт – не поэт» – просто маразм. Увы, так бывает, что тот или иной читатель не воспринимает даже великих, если они не ложатся ему на душу. Нельзя сравнивать Маяковского с Бродским. Это – явный признак запущенного идиотизма.  

Но если бы Прилепин на этом остановился… Нет. В своей книге «Имя рек» он заходит куда дальше, уже поливая грязью Высоцкого как человека. Гнусными намёками, полунамёками, гнилыми вопросцами:

«Представляете, если б он дожил до «перестройки»? Когда все его друзья… на все голоса закричали о том, как это правильно, что развалилась эта рабская страна – советская, российская, холопья империя – туда ей и дорога.

Нашёл бы он в себе силы сказать: «Нет, ребята, всё не так!»

Или сидел бы в день расстрела советов между Лией Ахеджаковой – и кем там? – Собчаком? Кохом? Бурбулисом? – и говорил бы: «Да, надо раздавить гадину!»

И Борис Абрамович Березовский вручал бы потом Владимиру Семёновичу государственные награды и первое собрание сочинений в золотом тиснении.

И Борис Николаевич Ельцин обнимал бы Высоцкого за плечо беспалой рукою и рассказывал бы на ухо, улыбаясь своей удивительной, во всё лицо, улыбкой, как они, партийцы, уже знавшие, как всё будет, слушали его «Охоту на волков» в бане и пили за свободу, понимаешь? «За нашу, Володя, с тобой свободу!»

…Хорошо, что не дожил. Не дожил – и выжил в итоге».

Это уже настоящее паскудство. Мол, ваш «геройчик» мог превратиться в обычного холуя. Не то что я, Захар, бесстрашный воин, краса Донбасса. Заметьте, в большинстве предположения – именно о лобзаниях и объятиях Высоцкого с людьми, по уши запачканными в дерьме. И намёк – хорошо, что не дожил. Дожил бы – тоже в дерьме оказался бы. 

И далее Захар уже не в силах остановиться. Прорвало... Мол, никакой Высоцкий не был гонимый, и снялся в 30 фильмах, и сотнями концерты давал… О концертах особо:

«Да на него, запрещённого, вся страна смотрела 25 лет подряд. Он полторы тысячи концертов дал – и за огромное их количество его посадить могли – потому что там невесть что творилось с бухгалтерией. Но не сажали же, глаза прикрывали на всё это.

А посадили бы? Чего вы кричали бы тогда? «Вор должен сидеть в тюрьме» – или, напротив, стали бы утверждать, что советская власть невинного Володю загубила?».

Во как! Уже давно не о поэзии речь – а о чём? Разве вы не чувствуете неприкрытую, жалкую зависть? Дескать, обыкновенный хрипатый жулик, посадили бы – и правильно бы сделали! К сему присовокуплён ещё один «тезис»: дескать, слушать Семёныча ещё можно, но вот на бумаге читать – никто не вытерпит: «И отцу моему, и матери эта нехитрая истина быстро открылась». А вот мне, представьте, она так и не открылась. Многие песни я открывал, читая сборники Высоцкого, и лишь потом отыскивая аудиозаписи. 

Да что мне… Один из моих любимых поэтов, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский говорил то же самое:

«Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым отстранением, с некоторым предубеждением… До Высоцкого моё отношение к этим бардам было именно таким. Но начав это не столько слушать, сколько читать, я понял, что мы имеем дело прежде всего с поэтом. Более того, меня несколько не устраивает, что это всё сопровождается гитарой. Потому что это само по себе как текст совершенно замечательно. Я говорю именно о том, что он делал с языком. Это значительно лучше всяких Кирсановых, Маяковских, я уже не говорю о более молодых людях вроде Евтушенко и Вознесенского. Он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами… Это невероятный труд, который он затрачивал на чисто лингвистическую сторону своих песен… Они так действуют на публику не только благодаря своей музыке, содержанию, но прежде всего благодаря бессознательному усвоению чисто языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого – потеря, совершенно ничем не восполнимая».

НИЧЕМ НЕ ВОСПОЛНИМАЯ ПОТЕРЯ! 

Это – Бродский. А что такое Прилепин? Помните классика: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра»...

На сём и поставим точку.