В феврале Госдума РФ намерена рассмотреть законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», внесенный еще в ноябре группой сенаторов и депутатов. Авторы законопроекта считают, что «антироссийские силы под видом просветительской деятельности осуществляют широкий круг пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя»». В то время как действующее законодательство не определяет «правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к ее участникам».

Вполне понятно желание авторов проекта закона перекрыть кислород «злобным силам». Подтверждение деятельности которых в последнее время мы наблюдаем не только в соседних государствах, но и у себя дома. Имею в виду митинги с участием, по сути, детей-школьников. Состав митингующих молодеет. Если, к примеру, в протестах на Украине, которые привели к госперевороту, участвовала молодежь 25-30 лет, то уже в Белоруссии мы увидели в основном студентов. У нас же вообще в большинстве своем на улицы вышли школьники. Поэтому вполне естественно, что законодатели выступили с инициативой оградить общество от влияния «антироссийских сил».

Однако документ составлен так, что вызывает немало вопросов. Инициаторы предлагают передать российским образовательным ведомствам лицензирование просветительских проектов. Как это будет происходить, не разъясняется. Кроме того, документ регламентирует любую просветительскую деятельность. 

Единым фронтом против законопроекта выступило просветительское сообщество, подписав петицию под обращением астрофизика, ведущего научного сотрудника Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ Сергея Попова. В обращении отмечается, что документ негативно скажется на деятельности просветсообщества.  Крайне отрицательно относятся к законопроекту и те, чью деятельность он может регулировать. «Под определение «просветительской деятельности», которую предлагается контролировать, подпадает абсолютно любая деятельность по передаче знаний от одного человека другому, – говорит создатель и руководитель ростовского научно-просветительского проекта «НаукаPRO» Евгений МИРОНОВ. – От блога фитнес-тренера о том, как правильно худеть и питаться и рассказа краеведа о достопримечательностях своего региона до лекции астрофизика о черных дырах и звездах».

По мнению просветителя, сейчас научпросвет основан в большей степени на энтузиазме как самих ученых-просветителей, так и организаторов мероприятий. Есть масса организационных моментов. «Предлагается добавить к ним дополнительные бюрократические сложности, – считает Евгений, – усложнить и без того непростую волонтерскую деятельность. Для нас научпросвет всегда был струей свежего воздуха и возможностью давать людям новейшие знания, знакомить с новостями из мира науки без каких-либо дополнительных бумажек, на которые придется, случись принять закон, дожидаться разрешения неделями и месяцами. Только для того, чтобы рассказать большой аудитории людей о научной деятельности, открытиях и фактах. А вместо помощи законодатели хотят создать просветителям новые трудности».

Документ, регламентирующий просветительскую деятельность в России, обсуждался в Общественной палате РФ. Там тоже задались вопросом: каким образом будут работать изменения. Представители экспертного сообщества не понимают, кого именно коснется регулирование: это могут быть и образовательные учреждения, и музеи, и НКО, и отдельные волонтеры, и блоги, и интернет-порталы.

Авторам следовало бы не прятаться за общими формулировками, а пояснять, чего, в их понимании, конкретно нельзя допускать в просветительской деятельности, и почему? Ведь  регулировать сотни и тысячи проектов невозможно.

По мнению замглавы комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любови Духаниной, нужен отдельный закон о просветдеятельности, который бы определял взаимодействие всех участников процесса вне зависимости от того, кто они: образовательная организация, индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация, просто волонтер или же блогер.