С нового года в силу вступили новые санитарно-эпидемиологические правила организации учебы в школах. Теперь детям на уроках нельзя пользоваться смартфонами. Планшетами, ноутбуками – можно, а смартфонами – нельзя. Речь идет именно об учебе, а не о том, что ученик имеет право держать телефон в кармане, пользоваться им на перемене.

Чем вызваны такие изменения? Конечно же, заботой о детском здоровье. У большинства «умных» телефонов довольно маленький экран, а потому с ним приходится напрягать зрение. Многие, прищуриваясь, еще и сидят в скрюченной позе — отсюда искривление осанки.

Так что подобные ограничения очень даже нужны. Но должны ли они быть столь категоричными, чтобы совсем отказаться от смартфона? Лично мне кажется, что нет. И это притом, что я отношусь к категории родителей, которые на каникулах выдают ребенку вместо смартфона кнопочное устройство – чтобы не сидел в Интернете лишний раз, не портил здоровье. Однако делаю я это в свободное от школы время. Забрать смартфон во время учебы невозможно. Учебный процесс построен так, что дети пользуются смартфонами постоянно.

Да, иногда к этому их побуждают учителя без особой надобности. Но нередко использование смартфона диктуется вполне объективными причинами. Сегодня в ходе урока школьников должны знакомить с большим количеством информации. Нередко она демонстрируется в форме презентаций. Как ее зафиксировать, если не с помощью гаджета? 

В правилах СП 2.4. 3648-20 сказано, что информация на интерактивных досках не должна меняться относительно долго, чтобы ученики успели ее зафиксировать в рабочих тетрадях. Но ведь на деле слайды меняются быстро, и дети ничего толком записать или зарисовать не успевают, да и никто не успел бы (разве что — стенографистки-шифровальщицы).

Удобно рассылать и собирать информацию через what’s app, иметь в одном устройстве калькулятор и календарь, связь с родителями и фотоаппарат... Зачем отказываться от таких удобств?

Да, закон разрешает использование в школах, например, планшетов, но ведь не у каждого они есть. Значит, выходит, теперь семьям планшеты придется покупать, или, может быть, их будет выдавать школа, как учебники? Тогда это меняет дело.

Но есть тут и еще одно соображение. Можно сколько угодно ограничивать ребенка в использовании смартфона на уроке, но ведь ничто не мешает ему прийти домой и там засесть, скрючившись, за этот маленький экран?

Тогда к чему это лукавство с новым законом? Ведь понятно, что большинство будет его нарушать. Быть может, стоило ограничиться рекомендациями? Но только такими, чтобы о них знали и учителя, и родители, и дети. Чтобы рекомендации объясняли, почему лишний раз действительно лучше не пользоваться маленьким экраном. Чтобы такая информация постоянно доносилась на родительских собраниях, чтобы сами учителя ею не пренебрегали. 

Повторяю, я исключительно за то, чтобы дети не сидели лишний раз за смартфонами, и, возможно, принятые правила – это первый шаг к тому, чтобы все-таки сделать наше общество более здоровым, разумным в плане использования гаджетов. Но мне кажется, что запретить пользоваться этими средствами на уроках – все равно что потребовать от владельцев машин, чтобы они пересели на лошадей. Может быть, это и экологично, и для здоровья полезнее, но в современных условиях очень неудобно...