С недавнего времени привычное для многих поколений россиян название Сбербанка укоротилось до «Сбера». Одна из причин – стремление банка увеличить доходы. Это не только банковские услуги. Теперь здесь можно заказать такси, еду, билеты куда угодно и так далее.

Однако бытового сервиса Сберу оказалось мало. Он решил завоевать еще и образовательную сферу, придумав «Сберкласс» – школьную цифровую платформу, «Сберуниверситет» – образовательный центр, позволяющий развивать компетенции будущих специалистов.

Об изменении отечественного образования давно мечтает председатель правления Сбербанка-Сбера Герман Греф. В современном образовании Герману Оскаровичу многое, если не сказать все, не нравится. Правда, учителям и родителям – тоже. Но если педагоги изнутри знают школу и как-то могут оценивать ее плюсы и минусы, то Герман Оскарович исходит исключительно из собственных представлений о ней, такое складывается впечатление.

В 2012 году на Петербургском экономическом форуме глава Сбербанка высказался по поводу общества, в котором люди имеют равный доступ к информации. «Как только простые люди поймут основу своего «я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело... Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания». При этом Греф сослался на иудейскую культуру каббалы. Его слова шокировали общественность. Правда, впоследствии Греф заявлял, что это была намеренная провокация с его стороны, призванная «оживить разговор». Можно ли считать провокацией его последующие высказывания по поводу школы и образования в целом?

По мнению Грефа, идеальная школа – та, которая дает не знания, а навыки.

Трудно представить человека, который бы взялся за разработку новых материалов, не получив соответствующие знания по математике, физике. Греф почему-то не любит физико-математические школы, считает, что они не нужны. Между тем наши школьники на международных олимпиадах по физике, математике, биологии завоевывают первые места. А студенческим командам из России по информатике и программированию равных нет на такого же уровня олимпиадах.

Уже в этом году на Гайдаровском форуме глава Сбербанка заговорил о персонализированном обучении в школе. При этом он затронул тему искусственного интеллекта. Герман Оскарович отметил, что с искусственным интеллектом невозможно конкурировать с точки зрения объема знаний. «То, чего не может искусственный интеллект, – это принятие решений в условиях неопределенности, – цитирует Грефа «Комсомольская правда». – Вот этому как раз мы сегодня вообще детей не учим. Такого предмета, как «принятие решений», сегодня в школьной программе нет. Более того, он есть лишь в программе 5–6 вузов в России. Но это один из мягких навыков, которому детей нужно учить, начиная с младшей школы».

Глава «Сбера» очень надеется, что предмет «принятие решений» в школе все же введут. Тут уже возмущаются учителя, заявляя, что лучше бы Греф занимался своей непосредственной работой. «Нам не хватало еще идей Грефа, – сказала знакомая учительница. – Что он вообще может смыслить в образовании? Каждый должен заниматься своим делом: учитель – учить, врач – лечить, управляющий банком – считать деньги».

Между тем, как сообщает «Коммерсантъ», Сбербанк, Внешэкономбанк и Российский фонд прямых инвестиций намерены купить издательство «Просвещение», печатающее учебники для российских школ. По мнению экспертов, приобретение немалой доли в самом крупном книжном издательстве страны говорит о планах Сбербанка и дальше двигаться в образование. Неслучайно банк зарегистрировал новую «дочку» – «Сберобразование», которую возглавила вице-президент Сбербанка Марина Ракова.

Так что, школа, держись!