Стоит ли праздновать День циника?


Собакам – собачья жизнь

По недомыслию я считал, что уже никакими странными праздниками меня не удивить. День почтовой открытки, День охраны енотов, Неделя грудного вскармливания, Всемирный день арбузов, День поцелуев с зеркалом… Всё это не плоды моего больного воображения, эти торжества существуют в реальности. Однако начало июня слегка меня огорошило. В календаре я наткнулся на нетривиальную дату – 7 июня, День циника.

Ну что же, гулять так гулять. Изрядная доля здорового цинизма издавна воспринималась в среде нашей интеллигенции как признак хорошего тона.

Правда, в определении цинизма многие расходятся. С одной стороны, циник – вроде как человеконенавистник, к роду людскому относится с пренебрежением и презрением, не признаёт норм морали, законов и традиций, ядовито их высмеивает. Противники возражают: да, цинизм широко использует отрицание и издевательство, но таким образом он обнажает, клеймит пороки, несовершенство общества и отдельных людей.

И та и другая точки зрения по-своему справедливы. Цинизм может являться и выражением нравственной болезни человека, и способом указать на общественные язвы. Он и возник как философское учение, сторонники которого пытались спасти своих сограждан. Цинизм, или, точнее, кинизм, появился в Древней Греции в IV веке до н.э. По одной из версий, название происходит от древнегреческого «собака», «истинный пёс». Киники считали, что человеку надобно жить «подобно собаке», проповедовали презрение к богатству и общественным ценностям – моральным принципам, семье, религии, культуре и т.д. Империя Александра Македонского распалась на множество отдельных государств под властью тиранов, которые воевали между собой. Весь этот чудовищный бардак привёл к тому, что понятия честности, порядочности, любви к ближнему, патриотизма перестали цениться, люди потеряли духовные ориентиры. Не правда ли, похоже на современную нам действительность? В таких условиях появляется глубокое разочарование в жизни. Школа киников выросла на почве подобных настроений.


«Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом».

Джордж Бернард ШОУ


Киники проповедовали отказ от богатства, доходя до нищенства. Мудрый Сократ однажды воскликнул: «Как много в жизни вещей, без которых я могу обойтись!» Одним из наиболее известных киников можно назвать Диогена Синопского – того самого, который, по преданию, жил в бочке. Проповедники кинизма бродили по Греции, набросив плащ на голое тело, с посохом и сумой для подаяний, проповедуя своё учение и насмехаясь над любыми «условностями». Они особо подчёркивали своё невежество и безграмотность: по их мнению, культура в любом виде есть проявление нелепых причуд, чуждых человеческому естеству.

Так появилось понятие нынешнего цинизма.


Не ешьте много говядины

Мне могут возразить: как-то эти древние голодранцы не очень вяжутся с представлением о нынешних циниках! Сегодняшние, отрицая всё подряд и насмехаясь над всем святым, вовсе не стремятся к нищете и самоограничению. Напротив, большинство любителей отпускать циничные остроты и топтать нравственные идеалы не похожи на бомжей и голодранцев. Они выросли в обеспеченных семьях, не знают нужды в хлебе насущном. Их цинизм есть порождение сытости.

Всё так. Это наблюдалось и в Древней Греции. Поначалу Диоген плевал в лицо богачам, но вскоре идеи кинизма стали проповедовать и отпрыски знатных семей, люди состоятельные и образованные. Постепенно кинизм стал проникать во все слои общества.

С течением времени цинизм перешёл в разряд модных течений, стал показателем «особости» его носителей. Если говорить на нынешней смеси английского с нижегородским, циники сейчас в тренде.

Возможно, в гомеопатических дозах цинизм вполне допустим. Вопрос лишь в дозировке. Существует тонкая грань между цинизмом, сарказмом и иронией. Скажем, яркий пример цинизма – знаменитое выражение, которое приписывают то итальянскому политику и писателю Никколо Макиавелли, то главе ордена иезуитов Игнасио Лойоле: «Цель оправдывает средства». То есть чтобы достичь желаемого, можно переступать через любые нормы и запреты, лишь бы тебе было выгодно. А вот другая цитата, у которой тоже множество предполагаемых авторов: «Чем больше я узнаю людей, тем больше начинаю любить собак». Это уже сарказм, то есть скрытая насмешка, печальные размышления без покушения на незыблемые основы общества. Если говорить об иронии, можно вспомнить «Двенадцатую ночь» Уильяма Шекспира, где безмозглый сэр Эндрю Эгьюйчик размышляет: «Мне иногда кажется, что у меня ума не больше, чем у обыкновенного человека. Я знаю, что мне вредит: я слишком много ем говядины». Здесь мы имеем дело с беззлобной насмешкой.

Увы, многие легко переходят грань между изящной иронией, утончённым сарказмом и грубым цинизмом. Часто это случается в юности, в молодости. Юмор, ирония, сарказм требуют всё-таки достаточных знаний, способностей, таланта. В юности далеко не все обладают этими качествами. Между тем цинизм – более простой способ показать себя как «оригинального человека». Отрицай и высмеивай всё подряд – прослывёшь большим оригиналом и неординарной личностью.

В этом смысле похожи и богатые, и бедные ребята. Хотя есть и существенная разница: дети из состоятельных семей с помощью цинизма утверждают своё превосходство над сверстниками из семей со скромным доходом. А у тех, в свою очередь, вырабатывается злобный «цинизм нищеты». Всё это вместе взятое ведёт к накоплению в обществе критического заряда, тёмного сгустка отрицательной энергии.

И она может выплеснуться в любое время.


«Я бы сдался Гитлеру»

Но, право слово, не слишком ли много внимания я уделяю «циничному празднику»? Стоит ли тратить время на всех этих позёров и «ниспровергателей»? Авось да перебесятся с годами. Поднаберутся ума.

Ой ли? Недавно довелось мне посмотреть программу «Бесогон» Никиты Михалкова – «Кто не слеп, тот видит». Рекомендую. Никита Сергеевич демонстрирует видео, где мать спорит со своим сыном – мальчонкой лет двенадцати. Попробую воспроизвести. Начинает мать:

– У тебя кто кумир? Гитлер, что ли?

– Да, он сделал для своей нации очень много. Я его не осуждаю за это, хотя я его ненавижу.

– Люди шли воевать не за Сталина, а потому, что на их Родину напал враг!

– По распоряжению Сталина вообще-то это происходило.

– По распоряжению Сталина, но они шли воевать за свой дом, защищать своих родственников!

– Под дулами НКВД.

– Мне кажется, ты на войне первый сдался бы.

– Блин, может, и сдался бы, если бы националистическая страна на нас напала, я бы к ним перешёл. Потому что они уважают свою нацию и своих людей. Если я пойду воевать, то не за свою Родину, а за ошибки своих политиков дорогих.

– Кошмар…

– Всё, мам, выйди отсюда, я не буду с путинистами разговаривать. И тем более с «совками».

Не слабо? Вот вам цинизм в дистиллированном виде. Парнишка абсолютно убеждён в своей правоте и аргументирует её при помощи примитивных, тупых формулировок и штампов. Его цинизм основан на чудовищном невежестве, подросток ровным счётом ничего не знает о причинах Второй мировой войны, о её ходе, подробностях…


«Цинизм – это слишком просто и скучно. Намного сложнее быть позитивным и видеть чудо во всём. Циники просто недостаточно талантливы по сравнению с другими, поэтому уколоть кого-то — для них единственный способ не почувствовать себя ущербными».

Шотландский киноактёр Юэн МАКГРЕГОР


Один момент! Но ведь кто-то вложил в его головёнку те нелепые представления, которые он вываливает на родную маму! И это уже – работа вполне взрослых людей, которые прекрасно понимают, что делают. Именно они изобрели термин «победобесие» и называют так празднование победы СССР над гитлеровской Германией. Именно они распространяют чудовищную чушь о том, что наши солдаты шли в бой под дулами автоматов и пулемётов НКВД. Именно Людмила Улицкая обвинила руководство СССР в том, что оно не сдало Ленинград и тем самым не спасло город от разрушения, а жителей – от смерти (директив Гитлера о том, что необходимо разрушить Питер, сровняв его с землёй, конечно, писательница не упомянула). Сюда же добавим байку о «позорном пакте» Молотова – Риббентропа, о благородных целях армии генерала-предателя Власова и т.д.

Так отпетые циники обрабатывают неокрепшие умы ребят. Кто сознательно, кто по дурости своей. Я имею в виду печально знаменитые фотографии с обезьянками, одетыми в военную форму, с медалями «За отвагу», полуобнажённых красавиц в солдатских пилотках, детские коляски в виде танков… Стоит ли удивляться тому, что милые детишки жарят шашлык на Вечном огне, выходят на акцию «Бессмертный полк» с портретами гитлеровцев и твердят: если бы Советы сдались Гитлеру, россияне сегодня пили бы «баварское»?

Цинизм порождается либо невежеством, либо подлостью, либо стремлением выделиться из толпы. Саркастически настроенный человек умеет утончённо посмеяться над кем-либо или чем-либо, но ценит и любит жизнь, умеет ею наслаждаться. Цинизм же строится целиком на поругании и отрицании.

Цинизм – это серная кислота, разъедающая общество. В каком бы красивом флаконе она ни предлагалась, бойтесь открывать его. Тем более опасайтесь праздников, прославляющих цинизм. Лучше, как пишут на этикетках, хранить его в тёмном месте подальше от детей.

Как можно дальше.