Очередной звонок с незнакомого номера выводит из себя. – Меня зовут Наталья. Я представитель Сбербанка.


Молчу как рыба.

– Я вас не слышу, – раздается голос в телефоне. – Мария, это вы?

Что тут скажешь?! Это действительно я. Зная о мошеннических схемах, нажимаю на кнопку отказа. И заношу номер в «черный список», который приходится обновлять с завидной регулярностью. Таких адресатов там десятки, и чуть ли не каждый день их количество растет.

Особенно достали различные стоматологические клиники. Они свои услуги готовы предлагать уже круглосуточно. Зубов, как говорится, на всех не напасешься. 

– Не бросайте трубку! – с угрожающими нотками в голосе твердит в следующий раз мужчина на другом конце мобильной связи.

Испугалась! Как же! Хочется послать мужика куда подальше, но я человек интеллигентный. Поэтому снова и снова отключаю телефон. Жаль, что в течение дня иногда отказываю и людям, которые звонят по работе, хотят действительно поделиться новостями и сообщить о проблемах. А когда перезванивают, приходится извиняться. Ведь нам, журналистам, без обратной связи с читателями просто не обойтись.

О телефонных мошенниках писали и твердили не раз в различных СМИ. Но обманщиков, к сожалению, меньше не становится. И в их сети продолжают попадаться доверчивые граждане всех возрастов и профессий. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области, очередной жертвой мошенников стал недавно житель Новочеркасска. По телефону ему предложили сниженную ставку по кредиту, а в итоге украли все, что было на карте – 340 тысяч рублей.

Борьба с мошенниками в нашей стране нельзя сказать, что идет успешно. Как мне кажется, больше делается акцент на разъяснительную работу с гражданами под девизом «Будьте бдительны! Не доверяйте незнакомым людям!» Иначе звучало бы больше информации о реальных сроках заключения под стражу аферистов всех мастей. Может быть, у нас статей в Уголовном кодексе на эту тему маловато? Или они не работают? 

Смущает меня и отношение самих граждан к попавшим на удочку проходимцев добропорядочным родственникам и знакомым. Дескать, сами виноваты. Нечего верить первому встречному. А как же гостеприимство, доброта? Помните, как еще несколько десятилетий назад в наших донских хуторах никто на ночь двери не закрывал на замок. Зато теперь боимся лишний раз из дома выйти, ответить на вопрос, где находится та или иная улица. Поздороваться, наконец, с незнакомым человеком. Ответить все на тот же телефонный звонок – вдруг с твоей карточки последние копейки снимут?

Моей внучке-четверокласснице задали на лето читать среди других книг «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Так вот Свифт, отправляя своего главного героя в маленькую страну Лилипутию, касается обычаев и законов славных ее граждан. 

«Лилипуты считают мошенничество более тяжким преступлением, чем воровство, – пишет англичанин в шестой главе своего произведения, – и потому только в редких случаях оно не наказывается смертью. При известной осторожности, бдительности и небольшой дозе здравого смысла, рассуждают они, всегда можно уберечь имущество от вора, но у честного человека нет защиты от ловкого мошенника; и так как при купле и продаже постоянно необходимы торговые сделки, основанные на кредите и доверии, то в условиях, когда существует попустительство обману и он не наказывается законом, честный коммерсант всегда страдает, а плут окажется в выигрыше».

Может быть, и нам стоит обратить внимание на законодательство книжной Лилипутии? Поменять свое несколько лояльное отношение к разного рода аферистам. Чтобы мошенники всех мастей не чувствовали себя «героями», сумевшими обвести вокруг пальца доверчивых и честных граждан.