Почему в России следует запретить комиксы


Героический козлёнок Паркер

Среди забавных дат прошедшей недели я выделил день рождения Человека-паука (он же – Спайдермен), который выпал на 1 августа (именно тогда в США вышел первый комикс об этом супергерое). Признаюсь: персонажи западных (прежде всего американских) комиксов для меня – тема больная. Не раз приходилось о них писать, а всё же постоянно возвращаюсь к излюбленным мотивам. Но для начала – пару-тройку слов о виновнике торжества.

Не могу причислить себя к числу знатных арахнологов (арахнология – наука о пауках и паукообразных), однако конкретно о Человеке-пауке мне кое-что известно. Первый комикс о нём вышел в 1962 году и приобрёл безумную популярность. Графические романы о Спайдермене издательство Marvel пекло как горячие пирожки. Собственно, идея простая, в русском фольклоре звучит так: «Не пей из лужи, Иванушка, козлёночком станешь». В комиксах США популярна похожая версия: ученика старшей школы Питера Паркера кусает во время научной выставки радиоактивный паук, и у юноши появляются сверхспособности, которые он использует, чтобы бороться с гнусными злодеями. У этих омерзительных тварей, которых, как справедливо заметил товарищ Лермонтов, «никто не любит и всё живущее клянёт», силёнок не меньше, чем у Паркера, но он их всё-таки заламывает. А потому что, как говорил Данила Багров: «У кого правда, у того и сила». Замечено справедливо, хотя работает не всегда.

После миллионных тиражей комиксов последовали десятки мультсериалов, фильмы, постановки на Бродвее… Да что говорить: в 2008 году издательство Marvel объявило о планах выпустить серию образовательных комиксов совместно с Организацией Объединённых Наций, в которых Человек-паук в составе подразделений ООН выполняет миротворческие миссии! Неслабо…

Впрочем, меня интересуют не столько комиксы о Питере Паркере, сколько то, какую опасность рисованные истории в целом представляют для человека разумного. Практически никто на это не обращает особого внимания. То есть комикс как убогое проявление массовой культуры обличают все, кому не лень, но как-то свысока, небрежно: мол, это вообще недостойно нашего внимания.

А может, всё-таки достойно?


Команданте Че Гевара против Доктора Осьминога

К несчастью, сегодня отношение к комиксам в нашем обществе неуклонно меняется к лучшему. Прежде всего, в среде молодёжи, но также и среди людей взрослых, умудрённых опытом. А может, и впрямь нет в рисованных историях никакой опасности? Подумаешь, рассказы в картинках: всего лишь безобидная смесь литературы и изобразительного искусства. Ведь подавляющее большинство из нас тоже предпочтёт книгу с хорошими иллюстрациями изданию, где присутствует лишь сплошной текст. И в этом нет греха. Вспомним детство голоштанное, книжки Маршака, Чуковского, Михалкова, Барто с множеством ярких картинок. Вдруг комиксы – это шаг к вершинам эволюции человеческого разума? Ведь они известны ещё со времён наскальной живописи, в Древнем Египте, античности, средневековье и т.д. Что в них дурного?

Да кое-что есть. Нынешние комиксы в основном – жанр массовой культуры,«культурка для толпы», нечто нарочито примитивное. Это свойство рисованные картинки имели всегда. Потому и книжки для малышей – это исключительно иллюстрациис короткими подписями или вереница кадров с развитием действия во времени. Они рассчитаны на особенности восприятия ребёнка. Детишки неспособны к глубокому анализу, образному мышлению и прочему – их мозг недостаточно гибок и пластичен. Рисованные картинки для них – способ познания мира и потому играют положительную роль.

Да и в среде взрослых комиксы использовались, чтобы доносить некие идеи и факты до неграмотного населения. Например, в православных житийных иконах в центре помещалось изображение святого, а по краям – сценки из его жизни. В XVI и XVII векахво Франции, Фландрии и Германии продавались картинки для народа («аллилуи»), где в сериях небольших гравюр пересказывались сюжеты житий святых. В XVIII веке популярностью пользовались серии светских гравюр о приключениях проституток, воров, пьяниц, мотов и проч.

Казалось бы, всеобщая грамотность уничтожит комиксы как явление или выдавит их в область книжной иллюстрации. Как бы не так! Наоборот, новый всплеск эпидемия «графического романа» испытала в США. Золотой век комиксов – с 1938 по 1955 годы, когда появились герои со сверхъестественными способностями. Первым стал Супермен, затем – Бэтмен (Человек – Летучая мышь), Капитан Америка. И понеслось: супергерои сражались против Гитлера, Муссолини, японцев, коммунистов. Позже политика уступила место Абсолютному Злу. Человек-паук, например, борется с такими тварями, как Хамелеон, доктор осьминог, Стервятник, Песочный человек, Зелёный гоблин, принцесса Питон и т.д.

Впрочем, герои вроде Супермена и Капитана Америки к концу 1950-х здорово приелись и выглядели однообразными. Видимо, некоторый кризис жанра подтолкнул сценариста Стена Ли и художника Стива Литко к созданию образа Человека-паука. Они решили вырваться из привычных рамок героического комикса и представить миру необычного персонажа – интеллектуала, ботана, который преображается из «золушки» в непобедимого бойца. И действительно, Питер Паркер – отличник, которого высмеивают сверстники, обзывая «книжным червем». До появления Человека-паука герои-подростки в качестве главных персонажей комиксов не выступали. Это было необычно и обеспечило новой серии огромную популярность. То есть он стал своим не просто для юных потребителей комиксов, но прежде всего – для прилежных интеллектуалов.

И представьте, сработало! Уже через три года после выхода первой серии комиксов о Спайдермене согласно опросу журнала Esquire Питер Паркер в среде американских студентов стал такой же культовой фигурой, как кубинский революционер Эрнесто Че Гевара.

Впрочем, сегодня, думаю, об Эрнесто знает куда меньше американских студентов, чем о Пауке Питере…


Пушкин как нобелевский лауреат

Вы спросите: что же в этом плохого? Идея-то, в конце концов, правильная: хороший персонаж побеждает негодяев. Не всё ли равно, каким образом это доносится до подростков? Рассказы, повести, песни, басни, комиксы – всё сойдёт. Тут и обсуждать нечего.

Да нет, обсуждать есть чего. Так называемый научный прогресс далеко не всегда подразумевает развитие самого человека, его интеллектуальную эволюцию. Нередко мы наблюдаем совершенно иную картину. Дебилизация нашего общества проявляется всё более отчётливо. Перекладывая множество функций на устройства, гаджеты, искусственный интеллект, человек становится всё более зависимым существом. Ещё полвека назад мы в школе учили таблицу умножения так, что она от зубов отскакивала, а сегодня огромное количество школьников её попросту не знает. Зачем? Ведь есть же калькулятор. То же с литературой, историей, биологией, географией и т.д. Всё чаще люди превращаются в управляемую биомассу.

И комиксы – один из инструментов управления этой биомассой. Чёрное и белое, добро и зло они подают на самом примитивном уровне – как с литературной, так и с изобразительной точки зрения. Картинка предельно упрощена, текст убог: короткие реплики, которые вписаны в «пузыри», вылетающие из уст персонажей.

Сокровищница человеческой культуры выбрасывается за борт, для потребителя комикса это – лишняя информация. Посмотрите, что сегодня предлагает Голливуд. Люди Икс, Человек-паук, Халк, Железный человек, Трансформеры, Мстители и ещё десятки персонажей комиксов заполонили экраны. Главное – спецэффекты и компьютерная графика, смотри, наслаждайся – только не думай! Ещё недавно американская «фабрика грёз» выдавала множество шедевров: тонких мелодрам, лирических комедий, блистательных боевиков, серьёзной фантастики. Сегодня – в основном интеллектуальный мусор. И миллионы непутей это жрут! А потому что на протяжении десятков лет именно комиксы формировали их сознание, опуская его ниже уровня городской канализации. И опустили.

Я говорю о Голливуде потому, что именно его продукция проникает во все уголки мира и формирует сознание миллиардов особей. Но и с нашей страной дело обстоит не лучше. Долгое время я был убеждён, что комиксами отравлено только массовое сознание американцев, а у моих соотечественников существует интеллектуальная прививка. Я ошибался. Чумная зараза «графического романа» разъедает и их мозги. Это уже напоминает стихийное бедствие. Невежество, тупость, нежелание думать, познавать, творить очевидны, бросаются в глаза повсюду. Молодёжь не читает вообще ничего, недавно в «интеллектуальном» шоу «Слабое звено» я узнал, что первым из писателей, получивших Нобелевскую премию, был Александр Пушкин! Не желаю даже приводить примеры непролазной тупости нынешних подростков, да и молодых людей, и даже представителей поколения среднего возраста.

Зато о героях комиксов знают практически все. Создаётся стойкое впечатление, что какая-то неведомая сила целенаправленно выжигает массовое сознание, превращая человечество в стадо скотов-потребителей, которым управлять легко и беспроблемно.

Мне возразят: но есть немало примеров иного рода, когда подростки поражают своими умственными способностями! Да, пока ещё выжжено далеко не всё, есть и элитные школы, и талантливые ребята, из которых вырастают замечательные учёные и деятели культуры. Но их становится всё меньше. За несколько последних десятилетий деградация молодёжи стала слишком очевидной.

В то же самое время именно герои незамысловатых комиксов навязываются толпе как великие литературные образы. Так, интернет-портал Fandomania.com поставил Человека-паука на 5-е место в собственном списке «100 величайших вымышленных персонажей всех времён». Он же входит в число десяти самых умных персонажей американских комиксов.

Я убеждён, что дальнейшее агрессивное проникновение комиксов в нашу страну должно быть остановлено. Увы, сделать это в нынешних условиях практически невозможно. Хотя бы потому, что супергерои давно уже со страниц книжек шагнули на экраны кино, телевизоров, компьютеров. Бороться с ними можно, лишь создавая талантливые произведения, воспитывая умного читателя, зрителя, слушателя.

Способны ли на это нынешние деятели культуры? У меня, к сожалению, нет положительного ответа. Но поживём – увидим.