Хорошая новость – подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол», первенца отечественного атомного кораблестроения, не пустят на переплавку, а сохранят для истории. Местом последней и вечной стоянки К-3 определен музей военно-морской славы в Кронштадте. В музейно-историческом кластере, который там развивается, уже готовится место для этого крупногабаритного экспоната. 

После того, как ее вывели из состава ВМФ, долгие годы К-3 находилась в акватории судоремонтного завода «Нерпа», куда ее доставили на утилизацию. Судоремонтники, вместо того, чтобы распилить легендарную субмарину, вместе с ветеранами флота захотели сохранить лодку для истории, сделав ее музеем. Сторонников этой идеи было много и у нас на Дону – многие наши земляки служили на «Ленинском комсомоле» в разные годы. 

В мире три атомных подлодки-музея уже есть – в США, Франции и Китае. Теперь будет и у нас. 

«Ленинский комсомол» в название добавили как дань памяти о тёзке – дизельной подлодке, погибшей на боевой вахте в сорок третьем. А в 1952 году Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был старт программы строительства советских атомных подводных лодок. К-3 была первенцем. Ее в течение нескольких лет строили практически круглосуточно, без выходных и праздничных дней. В 1958 году АПЛ К-3 включили в состав ВМФ. В то время она была венцом технической и инженерной мысли.

Подводный атомоход заступил на боевую службу в Атлантике в 1961 году. Вскоре он впервые в истории советского ВМФ совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересек Северный полюс. В 1965 году К-3 посетил первый космонавт планеты полковник Юрий Гагарин и оставил запись в историческом журнале субмарины.

Была у «Ленинского комсомола» и долгая черная полоса. В сентябре 1967 году во время боевой вахты северо-восточнее Фарерских островов случился пожар. 39 подводников ценой своей жизни предотвратили техногенную катастрофу. Но героев в одночасье превратили в преступников, обвинив в возникновении пожара. Полноценное расследование обстоятельств этого инцидента провели лишь спустя 45 лет. Причиной аварии оказалось попадание жидкости из системы гидравлики на электрический светильник. А действия подводников, которые предотвратили гибель уникальной по тому времени лодки и спасли мир от техногенной катастрофы, признали героическими. Всех погибших военморов удостоили ордена Мужества. 

К этому моменту уже практически не осталось и членов экипажа, которым удалось выжить после аварии. 

Нам несказанно повезло – посчастливилось пообщаться с членом одной из первых команд «К-3» ростовчанином Валентином Дередой. На вахту он заступил в 1961 году. Попал на срочную службу в ВМФ по окончании Ростовского автодорожного техникума. Дослужился в подводном флоте до старшины первой статьи. Скоро Валентину Васильевичу – восемьдесят. До сих пор помнит в подробностях каждый свой день, проведенный на «К-3». О ситуациях, героических и трагических, в которые попадали подлодки (Дереда прослужил в ВМФ четыре года, после К-3 был и на других субмаринах), знает не понаслышке. Он и председатель Ростовского морского собрания ветеран ВМФ Александр Рыбалко не скрывают радости от чудесного спасения легендарной субмарины от переплавки.

Ожидается, что лодка как музейный экспонат станет доступна для посетителей через пару лет. К тому времени ей собираются вернуть облик, схожий с тем, который был изначально. Уж что точно восстановят в первозданном виде, так это каюты и командный пункт.

Ростовское морское собрание будет проводить памятные мероприятия в честь военморов, служивших на «Ленинском комсомольце» в разные годы. А 11 ноября не забудем поздравить Валентина Васильевича Дереду с 80-летием. Надеемся, что ветерану-подводнику еще удастся снова ступить на борт подводного атомохода-ветерана…