10 ноября 12 ребят из Ростовской области отправятся на пятнадцатую смену Всероссийского детского центра «Смена» – «Образовательный проект «Волонтер». Поедут школьники 14-17 лет. Эти ребята – лидеры, активисты, добровольцы школьных объединений и общественных организаций, победители тематических конкурсов не ниже областного уровня в сфере общественной деятельности, обладатели благодарственных писем за проведение мероприятий. В общем, как один, молодцы. 

В лагере они пройдут обучающую программу Центра добровольчества ВДЦ «Смена», повысят уровень своих знаний и навыков, примут участие в создании и запуске онлайн-акций, презентации и защите социальных проектов. Хорошо, кажется.

Только вот посудите сами, что произойдет со школьной учебой ребят? Им о ней, судя по всему, просто придется забыть. 

Вспомним, осенние каникулы у большинства школьников начались 25 октября. Закончатся – 11 ноября. То есть чуть ли не три недели дети были дома. И теперь с 10 по 23 ноября они проведут время в детском лагере. То есть плюс почти еще две недели без школы. Представляете себе: пять недель не учиться!

Да, разумеется, кто хотел, тот постигал азы науки. Да и в лагере наверняка будет оставлено какое-то время на самоподготовку. Но, согласитесь, много ли детей будет тщательно сидеть за уроками, если над ними не довлеет учительский контроль? Да и все ли дети могут постигнуть, решить, даже повторить самостоятельно? Нет. На то он и учитель в школе, чтобы помогать ученику, направлять, контролировать. Ну и каникулы ведь в конце концов предполагают все-таки отдых, а не учебу!

Кроме того, многие подростки 14-16 лет переживают довольно сложный период. У кого-то – переходный возраст, у кого-то – неземная любовь. Тут их и так непросто на учебу мотивировать бывает, а при той ситуации, которая складывается в этом году, когда после лета сразу же дали чуть ли не трехнедельные каникулы, и того тяжелее. Что же говорить про тех ребят, что в «Смену» или в какой другой лагерь поедут? 

Да, разумеется, в такие поездки, как правило, отправляются школьники, которые и цели имеют, и учатся зачастую неплохо. Только вот и среди них вундеркиндов мало бывает. Даже победителям областных конкурсов и соревнований не стоит забывать поговорку: «Повторение – мать учения». Не сможет большинство из тех, что отправятся в лагерь, только однажды познакомившись с темой сложноподчиненных предложений или разложения многочленов, с легкостью на следующий раз выполнять по этим темам всякие задания.

Кстати, в подобных лагерях на самоподготовку времени отводится очень мало, ведь жизнь тех, кто приехал в лагерь, организаторы стараются сделать насыщеннее. Чтобы, пока они участвуют в смене, и научились чему-то, и развлеклись, и где-то на экскурсии побывали. И это хорошо. Но что потом? Провал в школьных знаниях. Как мама дочери, которая в подобных лагерях бывала, могу сказать вам об этом с абсолютной уверенностью.

Впрочем, даже без поездки в лагерь после таких больших каникул школам будет трудно втянуться в учебу – только вспомнить сколько нужно! А разве время в создавшихся условиях на повторение есть? Школьную программу, что называется, теперь гнать нужно. И про то, что повторение – мать учения, забудут уже не только дети, но и учителя. Такие уж условия созданы.