Сын в первом классе не знает, как выполнить задание по предмету, который называется «Русский язык». Учительница называет его «Письмо» – работают-то во время урока в прописях. Так вот, задание в последних и вызвало у сына непонимание.

Объясню. В современных прописях есть не только палочки, крючки и буковки, там хватает ребусов, загадок, головоломок. С последней сын и не совладал. Вразброс были даны буквы, которые вместе образуют слово «майор». Собрать «майора» воедино сын не смог. Как потом выяснилось из родительского чата, озадачился этим не только он. Некоторые родители тоже впали в ступор. Как сказала потом одна мама:

– Я вижу: выходит – «майор», но думаю, что быть этого не может: зачем использовать такое сложное слово в первом классе? Не каждый ребенок в семь лет вообще о воинских званиях осведомлен, а тут – «майор».

Мой сын застопорился на том, что в слове нет буквы «е», а есть сочетание «йо», которое дает тот же звук. Долго пришлось объяснять, что такие вот правила написания. Понял. Но через какое-то время написал «йолка» вместо «елка».  

– Это же неправильно, – указала ему.

– Нет, правильно. Ты сама говорила, что «майор» пишется через «й»…

Опять объясняла. Понял ли? Не знаю. Я вот точно не поняла, зачем в первом классе задания, которые не закрепят знания, а собьют с толку.   

Дали это задание в конце октября, когда некоторые дети только два месяца как познакомились с чтением. Как они искали «майора»?

Впрочем, на этой неделе вызвало затруднение другое задание, тоже в прописях. Нужно было из букв, расположенных в столбцах, составить скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Опять вышла беда. Осилить «баранов» дети не смогли. Неужели такое задание правда принесет пользу?

Интересно, что на освоение самого навыка письма отводится всего ничего. 

Дочь училась в первом классе восемь лет назад, и тогда осваивали письмо, как говорится, галопом по европам, но все-таки ее прописи отличаются от прописей сына – в них куда больше времени отводилось на написание самих букв и их элементов. Теперь же дети пишу две-четыре палочки, потом добавляют к палочке крючок. А дальше уж и букву «л» выводят. Написали четыре-шесть «л», учатся писать «м». И считается, что этого достаточно для знакомства с буквой на письме. Будут же эти буквы встречаться дальше при написании слов, вот там и выработается их написание.

Пишут в современных прописях и цифры. Зачем? Чтобы у детей в головах все перепуталось? Хорошо, если ребенок разделяет цифры и буквы, а если нет? К тому же должна же быть хоть какая-то упорядоченность: цифры учат на математике, буквы – на русском языке. Но нет. Нынче так много говорят о междисциплинарных связях, что, видимо, решили их демонстрировать и в первом классе?..

Ну а если серьезно, научиться сегодня в школе или научить, если действовать только в рамках школьной программы, наверное, невозможно. Даже в первом классе. Поэтому так активно продвигают в школах дополнительные занятия. А они сегодня платные – дешевле, чем у репетиторов, но все-таки доступные не для всех. Вообще же, непонятно, зачем догонять школьную программу на дополнительных занятиях, если сразу все можно сделать как надо – страна будет умнее, учителям не придется платить за факультативы, а дети получат больше свободного времени? 

Но почему-то так не происходит. Может, это кому-нибудь нужно?..