В этом году мы отмечаем рождение первого в мире глобуса
Яблочко на блюдечке и магические зеркала
Человечеству свойственно любопытство, стремление постоянно познавать мир. Появление глобуса – яркое тому доказательство. Впервые этот макет земного шара изготовил немецкий ученый и мореплаватель Мартин Бехайм в 1592 году. Так что нынче мы можем это дело торжественно отметить. Хотя… Несмотря на то, что именно эта дата стоит на глобусе около южного полюса, документы говорят, что глобус изготовлен в 1594 году. Но простим Мартину эту вольность.
В работе Бехайму помогал нюрнбергский учитель математики Рупрехт Кольбергер, который обтянул глиняный шар тканью и покрыл его клеем. Затем нюрнбергский художник Георг Глоккендон разрисовал его. На глобусе не указаны широта и долгота, нет Нового Света (Колумб вернулся в Европу не ранее марта 1493 года, а существование Америки как отдельного континента было доказано Америго Веспуччи еще спустя 20 лет). Зато на глобусе даны краткие описания различных стран и изображения их жителей. Как бы то ни было, а «земное яблоко» (так принято называть нюрнбергский глобус) – уникальное достижение картографов позднего Средневековья по точности и наглядности. С 1907 года он экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Для русского человека существует своё яблоко – наливное, на серебряном блюдечке. Его подарил батюшка дочери Машеньке, и та смогла увидеть на блюдечке диво дивное:
«Вся горница светом залилась: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, и полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют».
Похожие сюжеты существуют в мифах и сказаниях других народов.
Так что человечество издавна бредило «живыми картами» и «волшебным глобусом». Хотя при этом испытывало и мистический ужас: На Руси зеркала считались изобретением дьявола. С их помощью он вытягивает души из людей...
Как рождался «круглый телевизор»
Сказки сказками, а прообразы «живого глобуса» существовали и в реальности. В Европе средневековая карта (mappa mundi) вмещает в себя всё, что подвластно взору Бога.
Карты мира в виде круга-глобуса считались атрибутами верховной, божественной власти. Метий Помпузиан был казнен императором Домицианом за то, что носил с собой «чертеж круга земного».
Позже пейзажную державу написал для одного из своих покровителей Ян Ван Эйк. В своей «Книге о знаменитых мужах» (1456) Бартоломео Фацио пишет о созданном голландским живописцем «всеобъемлющем образе мира», «где сразу распознаёшь не только отдельные участки и приметы местностей, но и дистанции между ними». Это загадочное произведение до нас, к сожалению, не дошло.
В эпоху Возрождения идея «живой карты» и «живого глобуса» становится всё более популярной. Часто речь идёт о магическом прозрачном шаре, в котором «видны и земля, и море, и все живые существа» («Эннеады» Плотина). Образ живого земного шара проникает и в иконографию. Саваоф любуется сферой или кругом, «начинённым» пейзажами с деревнями, церквями и замками. «Свежесотворённая» Земля выглядит такой, какой она была в ХV-ХVI веках.
Прозрачный шар-держава – главный атрибут Христа-Спасителя. Внутри шара виден маленький мир с горами и «водами многими». Такой «глобус» – важная деталь многих религиозных картин.
«Ландшафт мира» появляется также в настенных росписях. При папе Григории XIII в Ватикане, начиная с 1578 года, была создана специальная Галерея географических карт – наиболее масштабный пример настенных декораций такого рода. Ветхозаветные сцены сочетаются с картами различных итальянских земель: леса и горы, пастухи, паломники, животные и т. д. Папа обозревает весь полуостров и окружающие его моря и земли как бы с Апеннинских вершин. Хотя в натуре это было невозможно.
Разумеется, период расцвета «живых карт» приходится на эпоху великих открытий, развития мореплавания. ренессансные глобусы густо усеяны изображениями фауны и людей в национальных костюмах.
«Над всей Испанией безоблачное небо»
В России тема «волшебного глобуса» громко заявила о себе во второй половине ХХ века благодаря роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где в главе «При свечах», появляется волшебный глобус дьявола. Маргарита прилетает к Воланду в «нехорошую квартиру», и он демонстрирует ей чудесную вещицу. К сему сатана присовокупляет:
«Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест... Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали».
«Кусок земли, бок которого моет океан» – это Пиренейский полуостров, а кровавые события, которые наблюдает Маргарита, вглядываясь в макет земного шара, – гражданская война между сторонниками генерала Франко и республиканцами. Впервые эпизод с волшебным глобусом появился в 1937 году, спустя год после начала испанской войны.
Картины войны Булгаков описывает трагически и красочно, чего не встретишь ни на каких ландкартах и глобусах. Волшебный глобус нужен писателю для печальных размышлений о природе человека:
«Квадратик земли расширился… и превратился как бы в рельефную карту… Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил черный дым... Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.
– Вот и все, – улыбаясь, сказал Воланд, – он не успел нагрешить».
В первой редакции сцены с глобусом Булгаков рисует ещё одну деталь, которая усиливает военную ноту: «…Вспыхнула в солнце дымящаяся жёлтая равнина, и в этом дыму Маргарита разглядела лежащего неподвижно человека в одежде, потерявшей свой цвет от земли и крови. Винтовка лежала шагах в двух от него».
Это – описание испанского республиканского плаката той поры: убитый сторонник республики и винтовка, которая лежит в двух шагах от него.
Также и при создании сцены с убитыми матерью и ребенком писатель впечатлился республиканскими плакатами, где не раз были использованы эти образы с явной аллюзией на Мадонну и Христа.
Размышляя о чудовищности человеческих трагедий, Булгаков приходит к горькому выводу: люди не могут остановиться, множат зло и призывают темные силы. Испанию Булгаков выбрал не случайно. За событиями гражданской войны на Пиренеях писатель следил пристально и не оставался в стороне от них. 26 декабря 1936 года «Литературная газета» напечатала отклики советских писателей на гибель торгового судна «Комсомолец»: оно направлялось в Испанию и было потоплено неизвестной подводной лодкой. Михаил Афанасьевич в своём письме присоединялся к тем, кто требовал направить в испанские воды советскую эскадру:
«Советские военные корабли сумеют и отконвоировать торговые суда, и внушить уважение к флагу Союза, а, в случае крайности, напомнить, насколько глубоки и опасны воды, в которых плавают поджигатели войны».
Об этой позиции Булгакова хотелось бы напомнить представителям нынешней, так сказать, российской «интеллигенции». Иначе не останется ей, холуйской, места на нашем «волшебном глобусе».