Дата публикации:
23 июн 2022 г.
Несколько лет назад одна моя знакомая молодая журналистка уехала для создания семьи в Италию. И с большим для себя удивлением обнаружила, что для того, чтобы на балконе вбить два гвоздя и натянуть между ними веревочку, надо вызвать специального человека и заплатить ему приличную сумму. Когда она, найдя предмет, заменивший ей молоток, и чудом выковыряв откуда-то пару гвоздей, соорудила то, на чем можно сушить нижнее белье каждый день, не отдавая его в прачечную, кавалер был сражен «необыкновенным талантом» русской девушки.
1567
«При чем здесь талант? – писала она в своем чате. – В России тоже все самой приходилось делать: и гвозди забивать, и даже водопроводный кран ремонтировать». Примерно в то же время, когда я читала в сетях комментарии своей коллеги об итальянском быте и «бесталанных ровесниках», побывала в командировке в одном из отдаленных районов области по письму читателей, жаловавшихся на разруху в их хуторе: «Хозяйство развалилось, работы нет, нет и никакой перспективы для дальнейшей жизни».
Приехав ко двору автора письма (примерно того же возраста, что и коллега, отбывшая за рубеж), удивилась не меньше, чем искательница приключений: покосившийся забор, прикрученная к нему проволокой калитка, непроходимая грязь во дворе и полное отсутствие живности. Понятно, когда работы нет – очень плохо, но молоток и гвозди на любом крестьянском подворье должны быть обязательно. Накосить бычкам сена да выкормить по тем временам проблемы не составляло. Но это уже вступило в жизнь поколение, которому запретили собирать металлолом и макулатуру, которое не ездило в колхозы на уборку помидоров и картошки. В школе это поколение никогда не убирало классы. Трудовое воспитание или технология стали у нас второстепенным предметом...
Недавно разговорились с одним преподавателем технологии, к сожалению, бывшим. Ушел из школы на более интересную творческую работу.
– Младшие – четвертый, пятый, шестой классы – очень хотят многому научиться: и лобзиком выпиливать, и что-то мастерить своими руками. Даже девчонки – их же разделили – к мальчикам просились, очень хотели получить навыки, традиционно закрепленные за сильным полом. Но у нас это не положено, и вообще труды – все больше теория: под диктовку пишут, как надо что-то делать. А ведь без настоящей практики толку не будет, – уверен собеседник.
Я ему, в свою очередь, пожаловалась, что мой внук в пять лет читать не умеет. Беда. Но инструментом зато владеет – с шуруповертом легко управляется, гвозди забивает, пилить берется то, что по силам. Весь в деда – настоящего мастерового человека.
Бывший преподаватель технологии после моих сетований на меня посмотрел с удивлением и спросил: «Вы видели второклассника, который читать не умеет? Читать и писать всех научат, кого-то – раньше, кого-то – позже. А вот руками работать – еще большой вопрос. Скоро учить детей простейшим бытовым операциям некому будет. Роботы, что ли, будут нам краны чинить? Гвозди забивать? Так что ваш внук в пять лет ко взрослой жизни уже готов».
К труду именно в этом возрасте и необходимо приучать. Потому трудовое воспитание надо вводить в младших классах. Даже название уроков для первоклашек человек придумал – «уроки трудолюбия». По его мнению, очень важно, чтобы, преодолевая свое неумение, неловкость, ребенок научился пошагово идти к цели, добиваться результата и в итоге получать удовольствие от сделанного и похвалу старших. То же самое бисероплетение, которое в некоторых школах идет как дополнительное образование, и потому родители за него платят, должно стать спецкурсом для первоклашек. И так – год за годом – прививать и прививать трудовые навыки. Выпускник должен владеть инструментом – его сейчас в достатке, он удобный, его освоить можно. И предмет трудов – как его ни назови – должен считаться самым первостепенным. Овладеют наши дети трудовыми навыками с раннего детства, им и учиться легче будет. И жить проще – свой дом, свой двор будут в порядке содержать, старикам помогут, своих детей тому же научат. С хорошими трудовыми навыками целого поколения и вся жизнь наша изменится. Ведь зачастую ее именно быт отравляет.
Приехав ко двору автора письма (примерно того же возраста, что и коллега, отбывшая за рубеж), удивилась не меньше, чем искательница приключений: покосившийся забор, прикрученная к нему проволокой калитка, непроходимая грязь во дворе и полное отсутствие живности. Понятно, когда работы нет – очень плохо, но молоток и гвозди на любом крестьянском подворье должны быть обязательно. Накосить бычкам сена да выкормить по тем временам проблемы не составляло. Но это уже вступило в жизнь поколение, которому запретили собирать металлолом и макулатуру, которое не ездило в колхозы на уборку помидоров и картошки. В школе это поколение никогда не убирало классы. Трудовое воспитание или технология стали у нас второстепенным предметом...
Недавно разговорились с одним преподавателем технологии, к сожалению, бывшим. Ушел из школы на более интересную творческую работу.
– Младшие – четвертый, пятый, шестой классы – очень хотят многому научиться: и лобзиком выпиливать, и что-то мастерить своими руками. Даже девчонки – их же разделили – к мальчикам просились, очень хотели получить навыки, традиционно закрепленные за сильным полом. Но у нас это не положено, и вообще труды – все больше теория: под диктовку пишут, как надо что-то делать. А ведь без настоящей практики толку не будет, – уверен собеседник.
Я ему, в свою очередь, пожаловалась, что мой внук в пять лет читать не умеет. Беда. Но инструментом зато владеет – с шуруповертом легко управляется, гвозди забивает, пилить берется то, что по силам. Весь в деда – настоящего мастерового человека.
Бывший преподаватель технологии после моих сетований на меня посмотрел с удивлением и спросил: «Вы видели второклассника, который читать не умеет? Читать и писать всех научат, кого-то – раньше, кого-то – позже. А вот руками работать – еще большой вопрос. Скоро учить детей простейшим бытовым операциям некому будет. Роботы, что ли, будут нам краны чинить? Гвозди забивать? Так что ваш внук в пять лет ко взрослой жизни уже готов».
К труду именно в этом возрасте и необходимо приучать. Потому трудовое воспитание надо вводить в младших классах. Даже название уроков для первоклашек человек придумал – «уроки трудолюбия». По его мнению, очень важно, чтобы, преодолевая свое неумение, неловкость, ребенок научился пошагово идти к цели, добиваться результата и в итоге получать удовольствие от сделанного и похвалу старших. То же самое бисероплетение, которое в некоторых школах идет как дополнительное образование, и потому родители за него платят, должно стать спецкурсом для первоклашек. И так – год за годом – прививать и прививать трудовые навыки. Выпускник должен владеть инструментом – его сейчас в достатке, он удобный, его освоить можно. И предмет трудов – как его ни назови – должен считаться самым первостепенным. Овладеют наши дети трудовыми навыками с раннего детства, им и учиться легче будет. И жить проще – свой дом, свой двор будут в порядке содержать, старикам помогут, своих детей тому же научат. С хорошими трудовыми навыками целого поколения и вся жизнь наша изменится. Ведь зачастую ее именно быт отравляет.