В Ростове с начала учебного года в школах начали работать 109 советников по воспитанию.
В своем телеграм-канале мэр Ростова Алексей Логвиненко по этому поводу написал: «В каждой школе есть актив ребят, которые участвуют во всех мероприятиях. Но задача школы – вовлечь абсолютное большинство детей. В этом может помочь именно советник по воспитанию, который нашел бы подход к каждому ребенку, смог бы развить личность каждого».
К сожалению, не только для советника по воспитанию, но и для самого гениального педагога найти подход к каждому, допустим, из 200 детей и тем более развить личность каждого ребенка – задача нереальная. Все дети разные, со своим характером, способностями, видением и восприятием окружающего мира. И считать, что «советник по воспитанию – это еще и методист, и вожатый, и социальный педагог, а иногда и психолог для ребенка», тоже ошибка. Потому что советником может быть не только опытный педагог, но и 18-летний, скажем, выпускник школы, не имеющий педагогического образования.
По сути, советники должны организовывать внеучебную деятельность детей: спортивные мероприятия, походы в театр, в музей… Что под силу как 18-летнему, так и 30-летнему советнику. Это с одной стороны. Но с другой – для организации таких мероприятий есть замдиректора по воспитательной работе. Он тоже участвует в организации различных экскурсий, походов, флешмобов, привлекает к работе ребят из школьных отрядов РДШ.
А классные руководители? Именно на них в школе лежит ответственность за воспитание детей. Не знаю, каким у вас был классный руководитель, но нашему классу повезло. Мы с нашей классной и в походы ходили, и вечера устраивали, слушали музыку, и делились своими секретами. Она была для нас скорее старшим товарищем. Может, поэтому русский язык и литературу, которые она у нас вела, мы очень старались учить. И если бы нас тогда спросили, нужен ли нам советник по воспитанию, наверное, мы бы удивились: а зачем? Но это тогда, в советские времена.
Однако и сегодня есть школы, которые не нуждаются в советниках по воспитанию. Это школы в сельских глубинках, в которых учатся всего-то несколько десятков детей. Эти уж точно у педагогов как на ладони. И в некоторых городских учебных заведениях советники не востребованы. «Как педагог с огромным стажем я воспринимаю должность советника директора по воспитательной работе как унижение. Зачем мне советник по воспитанию, если все мы, но по-разному занимаемся этой очень важной работой, – пишет в «Вестнике образования» заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. – Мы и так проводим театральные фестивали, олимпиады, игры – все это было, есть и будет. Но когда это начинание только задумывалось, предполагалось, что этот новый специалист будет ближе к ребенку, поможет ему решать разные вопросы, но какие именно – не совсем понятно».
Немало вопросов к должности советника и у доктора педагогических наук завкафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Александра Бермуса: «Как только в пространстве современной школы появляется еще одна должность, то это ставит под вопрос все существующие связи и отношения. Каковы полномочия советника по воспитанию; обязан ли он работать по плану замдиректора по воспитательной работе или создает свой план; может/должен ли он организовывать мероприятия самостоятельно или с участием «регулярных» классных руководителей... Не имея нормативных ответов на эти вопросы, мы обрекаем советников на постоянное непонимание и конфликт».
Чтобы этого не было, нужна полная ясность. Нужны очень четкие ориентиры для тех, кто действительно хотел бы помочь школе, обществу в воспитании детей. И люди должны идти в советники достойные, и критерии отбора должны быть жесткие. Иначе мы, по определению Александра Бермуса, действительно создадим «мероприятийную педагогику», которая как раз и стала одной из причин серьезного кризиса воспитания, который пережила отечественная школа в 90-е годы. А возрождение форм без понимания смысла и содержания тех или иных действий – прямой путь к возобновлению кризиса.