5 февраля планета отметила День эрудита
Быть можно дельным человеком…
День эрудита – интересно, для кого этот праздник? Сам я как-то не встречал вокруг себя тех, кого могу причислить к этой гордой категории человечества. Да не обидятся на меня друзья, родные и знакомые. Среди них множество людей образованных, интеллектуалов, знатоков в своих областях. Но так, чтобы знать всё обо всём, хотя бы по верхам – ну, не сподобился я пока поручкаться с таким человеческим экземпляром. Разумеется, и себя уж точно эрудитом не считаю.
В своё время я опубликовал фельетон, посвящённый «эрудитам» в области искусства. Дозвольте процитировать:
«...Гражданин, который долгое время был убеждён, что совершенствует себя, соприкасаясь с великими творениями искусства, вдруг начинает понимать, что оказался втянутым в чудовищный лохотрон. Его претензии на образованность, интеллигентность обращаются в прах. Потому что искусства оказывается много, а голова у гражданина одна. И она очень маленькая. А мозгу в ней – ещё меньше. А памяти в мозгу – совсем кот наплакал. Между тем имён, дат, событий, произведений – бесчисленное множество. Черепок начинает трещать...
...А чем больше пытаешься узнать, тем шире огромная чёрная дыра твоего невежества...»
Мне могут возразить: есть, есть выдающиеся эрудиты в нашем Отечестве! Например, Анатолий Вассерман или участники всякого рода интеллектуальных шоу типа «Что? Где? Почём?» и «Своя игра». Да, эти люди по сравнению с основной народной массой выделяются своими знаниями. И эрудитами их назвать можно, хотя с большой натяжкой.
Другой вопрос – является ли похвалой само определение «эрудит»?
Черпак дёгтя в бочке мёда
Увы, традиционная, популярная трактовка термина «эрудит» содержит даже не ложку, а большой черпак в бочке мёда. Это хорошо видно по определению, которое даёт сайт «Викиум»:
«Мы часто сталкиваемся с большим количеством людей, занимающихся чтением, пополняющих словарный запас, наделённых большим потоком знаний. Но во многих случаях у таких людей познавательные способности находятся не в идеале. Они без труда находят информацию, учат, рассказывают её, но не оценивают, не анализируют, соответственно, и умозаключения не могут составить. Да и информацию, которую они получают, им сложно использовать в практических целях».
Именно таких «знаек» «Викиум» относит к числу эрудитов. То есть человек, который много знает, вовсе не обязательно на поверку оказывается умным. Тут впору вспомнить знаменитый диалог Шерлока Холмса с доктором Ватсоном, когда знаменитый сыщик называет дураками людей, которые забивают свой мозг всякой рухлядью, которая попадётся под руку. В противовес эрудиции «Викиум» ставит интеллект:
«Интеллект – это способность человека к обработке информации. А эрудиция – это умение усваивать, воспроизводить, применять знания».
Как эрудицию, так и интеллект надобно постоянно развивать, совершенствовать. Иначе толку не будет.
Скажем, голая эрудиция – сама по себе вещь неплохая, но большей частью смахивает на забавную безделушку. Человек, обладающий отличной памятью, легко усваивает и накапливает информацию в готовом виде, но если он не в состоянии её перерабатывать, анализировать, делать верные выводы, то все цифры, факты, даты, названия, которые он собирает, годятся лишь для развлечения почтеннейшей публики. Все сведения он, как правило, черпает из книг, интернета, телевидения, и если у него не выработан инструментарий для осмысления этой глыбы знаний, польза от них нулевая. Особенно учитывая то, что информация, которой такой эрудит пользуется, зачастую противоречивая, неполная и нередко откровенно лживая.
С другой стороны, интеллектуал, у которого развита гибкость мышления и аналитические способности, но ограничен кругозор, имеются серьёзные пробелы в знаниях, тоже не является образцом для подражания. Да, он прекрасно мыслит и сопоставляет – но только на основе той не слишком широкой базы данных, которую накопил и на которую опирается.
Отсюда вывод: эрудиция и интеллект должны быть сбалансированы. Однако достичь такого баланса непросто. На мой взгляд, тут вся загвоздка в генетике. Эрудит – как правило, человек, у которого с рождения заложена особая способность к запоминанию. Так сказать, любимец Мнемосины – греческой богини памяти. Конечно, с годами он развивает эту способность, но сделать это ему легче, чем остальным. А потому он нередко испытывает некоторое превосходство над остальными. Хотя оно зачастую – мнимое.
Интеллектуал отличается нетривиальностью мышления, неожиданными подходами к решению задач, творческими талантами. И опять-таки – эти качества нередко – врождённые. Скажем, поэтический дар невозможно приобрести, следуя учебникам. Можно только научиться рифмовать и соблюдать размер. Дар дан свыше – но и его надо постоянно развивать.
Одновременно эрудитами, интеллектуалами и творцами бывают только гении. Скажем, Леонардо да Винчи. Но стремиться к этому должен каждый образованный человек.
Кучер довезёт?
Как много негатива, однако, накопали мы в определении эрудита! А между тем ещё в античности неглупые люди подчёркивали необходимость постоянного накопления знаний. Как говорил древнегреческий философ Сократ – «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Могу подтвердить истинность этих слов. Действительно, чем больше я узнаю, тем шире становится область непознанного. Впрочем, об этом мы уже говорили в начале нашего материала.
Поэтому теперь, отходя от «традиционной» точки зрения, хочу сказать несколько слов в защиту полимата: именно так ещё называют эрудированных людей, с латыни – «многому научившиеся». Да, конечно, бессмысленное накопление знаний – дело неблагодарное. Есть два мудрых еврейских афоризма на сей счёт.
Первый:
«Не будь любознательным в том, без чего можешь обойтись: помни, что знаешь ты больше, чем способен понять».
Второй:
«Если твои дела превышают твои знания, – тогда знания твои ценны; если же твои знания выше твоих дел, тогда они бесполезны».
Замечания справедливые. Однако многие учёные не относят сегодня эрудитов к числу всезнаек и начётников. Они подчёркивают, что эрудиция означает не просто знания обо всём и ни о чём, но знания глубокие, пусть даже не во всех областях. Эрудиты не стараются выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, а их знания не поверхностны. По-настоящему эрудированный человек действительно понимает то, о чем он говорит. Эрудиция – не просто результат запоминания большого количества фактов. Это – понимание и умение объяснить причинно-следственные связи между объектами изучения.
Действительно, в эпоху Интернета кажется, что в сети на большинство вопросов можно получить ответы за несколько секунд. И даже есть возможность изучать труды, исследования специалистов в самых разных сферах. Зачем же себе мозги понапрасну забивать? Как в «Недоросле» Фонвизина: зачем знать географию, если кучер довезёт? Или наоборот. Будучи школьником младших классов, мой внук Владик прекрасно разбирался в том, где на карте находится то или иное государство, как называется его столица, мог без труда сказать, у какой страны какой флаг. Ему было просто интересно. Но сейчас, в 19 лет, он благополучно забыл накопленные знания. Трагедии в этом, конечно, нет, но жаль.
Однако при всём уважении к «чистым» интеллектуалам, без солидного запаса знаний не поможет никакой Интернет. Поэтому сегодня многие предпочитают всё же не разделять эрудитов и интеллектуалов, выделяя несколько критериев эрудированности:
глубокие, основательные познания;
разносторонняя образованность;
умение использовать знания на практике;
понимание изученной информации.
Следует при этом подчеркнуть, что эрудиты вовсе не обязаны разбираться во всём подряд. Это в принципе невозможно. Однако сейчас более, чем когда-либо, востребованы специалисты хотя бы в нескольких дисциплинах одновременно. Конечно, и «узкие» спецы, безусловно, необходимы. Но, как говорил незабвенный Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Наше же время требует специалистов для междисциплинарных наук, где профессионал должен знать сразу несколько классических дисциплин. Например, в середине XX века появилась когнитивистика – дисциплина на стыке шести наук, среди которых психология, нейрофизиология и лингвистика. Специалисты когнитивной науки изучают человеческий мозг и мышление. Профессионалы в этой области должны обладать знаниями из нескольких областей. Как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Так что не надо с иронией относиться к эрудитам. Эти люди – наше будущее. И чем больше их, тем будущее это светлее.