Сегодня нет недостатка в инициативах по защите русского языка. Но сколь впечатляют громкие слова, столь же обескураживают практические шаги.
Один из таких шагов организаторы и вдохновители российского образования готовятся совершить уже через год. И делается это под аккомпанемент восклицаний «В жизни это не пригодится!». Мотив знакомый, если не сказать заезженный. Данный железобетонный довод у нас в ходу все последние тридцать лет.
Предлагается фактически освободить абитуриентов технических и естественно-научных специальностей от – вы не поверите! – знания русского языка. По мысли столпов нашей образовательной системы, тем, кому ближе к душе условные «трактора», ни к чему не только история с литературой, но и грамматика с синтаксисом. Не пригодятся в жизни и деятельности. В общем, слесарю слесарево…
Вроде как и глуповатый подход, а вот поди ж ты – выдается чуть ли не за заботу о престиже технических профессий и ключевое условие прогресса. И вот уже одни государственные мужи выступают на уровне правительства с инициативой не учитывать при поступлении на технические специальности баллы ЕГЭ по русскому языку. А сам ЕГЭ в таком случае для них в значительной степени теряет статус обязательного. Будущие технари и их родители могут ликовать.
Другие еще раньше разделили ЕГЭ по математике на профильный и базовый. Последний – это для гуманитариев, кому абстрактная живопись ближе абстрактного мышления. Правда, сдавать математику в школе все еще приходится и им. Да и наиболее продвинутые вузы – и Южный федеральный университет в их числе – оставляют обзорный курс математики в программах первых курсов ряда гуманитарных специальностей. В надежде успеть привить юной поросли задатки логического мышления. То, чего не стала делать средняя школа.
А вот технарям до сих пор никаких послаблений не было. Вузы требовали результаты ЕГЭ по русскому столь же настойчиво, как требовали их с будущих филологов. И приходилось предъявлять свои скромные баллы по русскому наряду с результатами сдачи профильных математики, информатики, физики, химии, биологии.
Уж не знаю почему, но сегодня это рассматривается чуть ли не как социальная несправедливость. Не иначе опасаются, что может в таком случае проникнуть в технический вуз тайный гуманитарий с отличным знанием русского языка и более-менее приличными баллами по профильным точным наукам. А тот, у кого полный ажур с математикой и физикой, но нелады с родным языком, останется за бортом. Представляете, какой урон будет нанесен отечественной промышленности? Как пострадает экономика в целом?
Вот отсюда и выросли ноги новации, на которые она должна встать уже в следующем году. Именно тогда ЕГЭ по русскому языку собрались лишить статуса обязательного. А если вдуматься, то свой высокий статус для технаря утратит не экзамен, а сам русский язык. И можно себе представить, что ждет нас несколько лет спустя, после того как новшество оперится и укрепится.
Уж не знаю, получим ли мы в результате инженерных гениев. А вот то, что они двух слов связать будут не способны и в слове «мама» умудрятся по пять ошибок делать, – это могу гарантировать. А уж о том, чтобы составить мало-мальски внятную и грамотную пояснительную записку к их гениальным проектам, и думать нечего.
Да и будут ли те гениальные проекты рождаться у людей косноязычных и по большому счету неграмотных? Очень в том сомневаюсь. Как известно, ясно мыслит тот, кто ясно излагает. А откуда возьмется эта ясность изложения, сиречь ясность мышления у тех, кто слабо владеет родным языком? Таких и сейчас, по данным социологов, у нас предостаточное количество (хорошо поработали Сорос сотоварищи!). А после того, как технарей отлучат от русского языка, пропорция примет куда более угрожающий вид…
Но вот что удивительно: те же чиновники от Минобрнауки, что так усердно задвигают изучение русского языка на задворки образования, одновременно занимают почетные места в рядах борцов за сохранение родной речи. Это с их подачи Госдума рассматривает законопроект о запрете употребления иноязычных слов. Их потребуют заменять подходящим русским эквивалентом. Запрет пока должен распространиться на чиновников и прочий служивый люд. Но лиха беда начало. Даешь чистоту русского языка!
И хотя все вершится под этим громогласным лозунгом, на деле мы имеем классическую имитацию бурной деятельности в весьма деликатной языковой сфере. По сути, нам предлагают вернуться к временам адмирала от народного просвещения Шишкова с его «мокроступами» вместо «калош» и «хорошилищами» с «гульбищами» вместо «франтов» и «бульваров». Все это мы давно проходили. И должны были усвоить, что язык наш способен к развитию и может вобрать в себя множество заимствований. И стать от этого только богаче.
Но это если его не гнобить, а изучать как должно, проникая в глубинный смысл русских слов. Если относиться к нему как бесценному достоянию, данному Богом. И тогда все эти «ретирады», «афронты», «политесы» перестают довлеть. Становятся просто языковыми памятниками конкретной эпохи. А будучи употребленными, придают русской речи дополнительный оттенок.
То же можно отнести и к нынешним заигрываниям с англицизмами. С этими бесчисленными «кастингами», «скаутингами», «промоушнами» да «хакатонами» вперемежку с «квестами». Перемелется – мука будет. Разве что не стоит поощрять привычку к этому птичьему языку да построже организовывать городское пространство, а то на ростовских улицах от вывесок с «заграничным» акцентом – по большей части безграмотных – в глазах рябит…
Вот чем стоило бы заняться вместо того, чтобы на законодательном уровне уличать недалеких чиновников в искушении «выразиться». И – возвращаясь к началу нашего разговора, – вместо того, чтобы фактически ограничивать доступ молодых людей к изучению родного русского языка, ставя его в зависимость от профиля их будущей деятельности. То есть создавать искусственный конфликт между необходимостью возрождения престижа инженерных специальностей и важностью защиты и развития русского языка. Поверьте: в таком конфликте способны погибнуть оба начинания…
Информация к размышлению