
Дата публикации:
14 мар 2023 г.
По долгу работы часто бываю в детсадах, школах, интернатах. Какое там сегодня новое современное оборудование! Оно и в государственных компаниях, и в частных. Но при этом сами педагоги говорят, что детям для нормального развития его недостаточно. Каких-то лет двадцать-тридцать назад и без такого оборудования говорить малыши начинали раньше и чище, умели застегивать кнопки и завязывать шнурки, в магазин могли сходить без проблем, что-то себе приготовить. А что сейчас?
947
Например, побывала в Ростове в семейном центре «Рост без границ». Одна из его изюминок — занятия по 3Д физкультуре. Они проводятся на специальном спортивном комплексе, разноцветном, изготовленном из материалов разных по структуре, с лесенками, канатами, трамплинами. В Ростове такого комплекса, кажется, больше нигде нет. А вот в Москве аналогичное физкультурное оснащение стоит в самых крутых школах, например, в «Хорошколе» (это образовательный проект Сбербанка). Руководитель центра «Рост без границ» Елена Поматова объясняет, что комплексы 3Д физкультуры позволяют детям органично развиваться. Ведь развитие у ребенка идет через тело, через двигательную активность. Если малыши и ребята постарше в должной мере не бегают и не прыгают, не кувыркаются, не играют в мяч, догонялки, прятки, чехарду, ручеек, не копаются в песке, мозг должного развития не получит. И когда придет время знакомиться с буквами, цифрами и письмом, выполнять какую-то работу руками, у детей это вызовет массу трудностей, ведь они попросту окажутся неподготовленными. Так вот, комплекс 3Д физкультуры при правильном подходе может заменить ребенку привычные нам прятки и догонялки. Знающий учитель может организовать для детей сотни игр в рамках этого комплекса. Полезных и интересных. У детей будут развиваться внимание, память, концентрация, умение правильно вести себя в коллективе, мышцы укрепятся… Хорошо? Да.
Такие занятия особенно нужны ребятам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Но ведь на них во множестве приводят и детей без отклонений по здоровью. Например тех, кто к десяти годам не может кнопки застегивать и не понимает, зачем на уроке учителя слушать. И таких детей хватает. Вот это заставляет задуматься. Нередко до подобных состояний дети доведены родителями, которые совершенно не отдавали отчета, насколько важно физическое развитие их чада: чтобы оно бегало, прыгало, ударялось, падало, пряталось в тесных помещениях, ощущая пространство, резало и рвало бумагу и клеенку, играло на улице со сверстниками, а не сидело дома в телефоне.
Недавно была в школе-интернате № 33 в Новочеркасске. Оснащение как в сказке — каких приспособлений здесь только нет: балансировочные тренажеры, «умные» бытовые приборы, разработанные специально для слепых и слабовидящих... Учителя добрые, знающие. Но ведь что они говорят: «Нашим детям важно все делать своими руками. Везде ходить-бродить – по песку, земле, среди деревьев, по магазинам, улицам. Без этого мозг никогда нормально не разовьется». И вот многое из того, что в интернате есть благодаря поддержке государства, ребята все равно делают сами. Например, есть у них наборы фигурок животных. Чтобы дети на ощупь учились определять, кто есть кто. А школьники с учителями все равно такие же фигурки делают сами: из бумаги, природных материалов. Они режут, клеют, измеряют, шьют. И именно благодаря этому развиваются всесторонне, а не только узнают, в чем по форме различие у пингвина и страуса. Хотя и это важно.
— Мы, когда учились, – вспоминает один из выпускников школы-интерната, мужчина в летах, — мы не ходили по коридору школы — мы летали, мы в футбол играли, причем и слабовидящие, и слепые. Для нас это было легко, мы это умели. Сейчас в интернате дети не могут повторить наших выходок. Современные незрячие девочки и мальчики просто не в состоянии пройти из одного конца кабинета в другой, если не по над стенкой, — они слишком много сидят, у них нет соответствующей привычки перемещаться в пространстве и ощущать его. Выходит, у них нет соответствующего физического и умственного развития. Сейчас дети растут в прекрасных условиях, но довольно искусственных.
Вот и возникает вопрос: а нужны ли все эти современные приспособления и тренажеры в образовании? Педагоги по этому поводу всегда дают исключительно утвердительный ответ: нужны. Особенно в случаях детей с ОВЗ. Могут понадобиться и обычным детям, но занятия на таких тренажерах не должны исключать нормальной жизни ребенка (и прежде всего дома), когда он ежедневно играет на улице, общается со сверстниками, что-то делает своими руками, помогает родителям по хозяйству, имеет обязанности, когда его жизнь не сосредоточена на телефоне, который ограничивает развитие и движение. И, кстати, если все это будет соблюдено, большинству детей тренажеры и многое спецоборудование попросту не понадобятся.
Такие занятия особенно нужны ребятам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Но ведь на них во множестве приводят и детей без отклонений по здоровью. Например тех, кто к десяти годам не может кнопки застегивать и не понимает, зачем на уроке учителя слушать. И таких детей хватает. Вот это заставляет задуматься. Нередко до подобных состояний дети доведены родителями, которые совершенно не отдавали отчета, насколько важно физическое развитие их чада: чтобы оно бегало, прыгало, ударялось, падало, пряталось в тесных помещениях, ощущая пространство, резало и рвало бумагу и клеенку, играло на улице со сверстниками, а не сидело дома в телефоне.
Недавно была в школе-интернате № 33 в Новочеркасске. Оснащение как в сказке — каких приспособлений здесь только нет: балансировочные тренажеры, «умные» бытовые приборы, разработанные специально для слепых и слабовидящих... Учителя добрые, знающие. Но ведь что они говорят: «Нашим детям важно все делать своими руками. Везде ходить-бродить – по песку, земле, среди деревьев, по магазинам, улицам. Без этого мозг никогда нормально не разовьется». И вот многое из того, что в интернате есть благодаря поддержке государства, ребята все равно делают сами. Например, есть у них наборы фигурок животных. Чтобы дети на ощупь учились определять, кто есть кто. А школьники с учителями все равно такие же фигурки делают сами: из бумаги, природных материалов. Они режут, клеют, измеряют, шьют. И именно благодаря этому развиваются всесторонне, а не только узнают, в чем по форме различие у пингвина и страуса. Хотя и это важно.
— Мы, когда учились, – вспоминает один из выпускников школы-интерната, мужчина в летах, — мы не ходили по коридору школы — мы летали, мы в футбол играли, причем и слабовидящие, и слепые. Для нас это было легко, мы это умели. Сейчас в интернате дети не могут повторить наших выходок. Современные незрячие девочки и мальчики просто не в состоянии пройти из одного конца кабинета в другой, если не по над стенкой, — они слишком много сидят, у них нет соответствующей привычки перемещаться в пространстве и ощущать его. Выходит, у них нет соответствующего физического и умственного развития. Сейчас дети растут в прекрасных условиях, но довольно искусственных.
Вот и возникает вопрос: а нужны ли все эти современные приспособления и тренажеры в образовании? Педагоги по этому поводу всегда дают исключительно утвердительный ответ: нужны. Особенно в случаях детей с ОВЗ. Могут понадобиться и обычным детям, но занятия на таких тренажерах не должны исключать нормальной жизни ребенка (и прежде всего дома), когда он ежедневно играет на улице, общается со сверстниками, что-то делает своими руками, помогает родителям по хозяйству, имеет обязанности, когда его жизнь не сосредоточена на телефоне, который ограничивает развитие и движение. И, кстати, если все это будет соблюдено, большинству детей тренажеры и многое спецоборудование попросту не понадобятся.

