
На последнюю неделю марта выпали дни рождения Василия Сталина и Якова Джугашвили
Уклонисты и гедонисты
Я долго выбирал сегодняшнюю тему. Пока не обратил внимания на две памятные даты: 24 марта 1921 года родился сын «отца народов» Василий Иосифович Сталин, а 31 марта (18 марта по старому стилю) 1907 года – другой сын вождя, Яков Иосифович. Почему я решил вспомнить именно о них? Да потому, что тема эта актуальна и для нынешнего времени. Я, конечно, имею в виду специальную военную операцию, которую проводит Россия на Украине. И, в частности, ситуацию с прошедшей мобилизацией, когда десятки тысяч молодых людей хлынули за пределы своей Родины, чтобы избежать призыва в действующую армию.
Печально всё это. И поневоле вспоминается Великая Отечественная, когда дело обстояло совсем иначе. Нет, не будем приукрашивать и лакировать: и тогда за всё время боевых действий было, по разным данным, от 700 тысяч до 2,5 млн «уклонистов». Но всё же для большинства советских людей защита Родины была священной обязанностью, уж простите за пафос. Впрочем, «либерально» настроенные граждане мне возразят: мол, не Родину мы защищаем, мы сами вторглись на чужую территорию! А по мне, так мы вошли, чтобы защитить своих, русских (и не только русских) людей, которых в Донецкой и Луганской республиках уничтожали в течение последних восьми лет. Мы вошли, чтобы защитить русский язык и русские традиции, над которыми глумились и глумятся украинские национал-шовинисты. Хотите – спорьте, это ваше право. Но в любом случае я уверен: те парни, которые бежали от мобилизации, сделали это вовсе не из идеологических убеждений (хотя наверняка есть и такие или те, кто сам себя в этом убеждает). Они сделали это из трусости.
Ну да ладушки. Не об уклонистах речь. Слишком много чести. Лучше вспомнить о тех, кто действительно этой чести достоин.
«Сталинский сокол» Василий
В Великую Отечественную на фронт рвались все – от мала до велика. Не были исключением и дети партийно-советской верхушки. В том числе – дети Иосифа Сталина. Более всего прославился Василий Сталин. Правда, детские годы Василия Иосифовича вряд ли можно считать образцом для нынешней молодёжи. Когда мать Васи Надежда Аллилуева покончила жизнь самоубийством, мальчик попал, что называется, в «дурную компанию». Если его младшая сестра Светлана и приёмный сын Сталина Артём Сергеев воспитывались на даче в Зубалове под присмотром кремлёвской экономки Каролины Тиль, то Василия «отец народов» почему-то поручил начальнику своей охраны Николаю Власику и его подчинённым. Сам Василий Сталин позднее вспоминал:
«С малых лет, оставшись без матери и не имея возможности воспитываться под постоянным наблюдением отца, я, по сути, дела рос и воспитывался в кругу мужчин (охраны), не отличавшихся нравственностью и воздержанностью. Это наложило отпечаток на всю последующую мою жизнь и характер. Рано стал курить и пить».
Однако, несмотря ни на что, в ноябре 1938 года 17-летний Василий Сталин был зачислен в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в марте 1940 года. Лётчиком он оказался отличным, а вот в теории «плавал».
С марта 1940 года «сталинский сокол» проходил службу в 16-м истребительном авиаполку 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа, с сентября 1940 года обучался в Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского, а затем переведён на Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.
В сентябре 1941-го молодой Сталин становится начальником инспекции Управления ВВС РККА, но постоянно рвался на фронт.
Туда Василий попал в июле 1942 года: командовал 1-й особой авиагруппой 8-й воздушной армии Сталинградского фронта, затем – 32-м гвардейским истребительным авиаполком 210-й авиационной истребительной дивизии.
Герой Советского Союза лётчик Сергей Долгушин вспоминал, как в составе его эскадрильи Сталин не раз отправлялся на боевые вылеты:
«В течение февраля – марта 1943 года мы сбили с десяток самолётов врага. С участием Василия – три. Причём надо отметить, что первым, как правило, атаковал их Василий, после этих атак самолёты теряли управление, и мы их потом добивали. По нашим лётным законам их можно было засчитывать Василию как сбитыми лично, но он их считал сбитыми в группе. Я однажды сказал ему об этом, но он махнул рукой и бросил коротко: «Не надо!».
С 18 мая 1944 года Василий Сталин становится командиром 3-й гвардейской истребительной авиадивизии в составе 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса. Дивизия под его командованием провела 22 воздушных боя и уничтожила 29 самолётов противника.
В феврале 1945 года Василий Сталин возглавил 286-ю истребительную авиадивизию 16-й воздушной армии, которая принимала участие в Берлинской наступательной операции. Провела 249 боевых вылетов, 15 воздушных боёв, в ходе которых противник потерял 17 самолётов. Сам сын вождя совершил 27 боевых вылетов, причём управлял самыми разными самолётами – от По-2, Миг-3, разных моделей «Яков» до «Харрикейна» и «Бостона-3». Общий налёт Василия Сталина составил свыше 3145 часов. По разным данным, «сталинский сокол» сбил от двух до пяти самолётов (впрочем, как видно из воспоминаний Долгушина, Василий не вёл счёта своим победам).
В то же время он не раз получал лично от отца взыскания по службе, понижался за различные провинности. Так, отчаянный комдив организовал рыбалку с применением авиационных реактивных снарядов, в итоге погиб инженер по вооружению его полка, а один из лучших лётчиков был ранен и навсегда потерял возможность летать.
В апреле 1946 года Василий Сталин получил звание генерал-майора авиации. Впрочем, его друг, Герой Советского Союза Виталий Попков вспоминал: «Отец был с ним строг, только на 12-й раз подписал приказ о присвоении сыну генеральского звания, сам дописал его в конце списка».
После смерти отца в 1953-м судьба Василия Иосифовича сложилась печально. При Хрущёве его обвиняли в антисоветской деятельности, дважды отбывал сроки наказания – во Владимирской и Лефортовской тюрьмах, затем пять лет ссылки в Казань. Умер Василий Сталин, по официальной версии, от алкоголизма. Хотя существуют версии, что смерть его была насильственной. Но это уже – другая история.
«Солдата на фельдмаршала не меняю»
Военная судьба Якова Сталина-Джугашвили не столь героическая. Его мать, первая жена Иосифа Сталина Екатерина Сванидзе, умерла в конце 1907 года от брюшного тифа, когда мальчику было всего восемь месяцев. До 14 лет Якова воспитывала тётка, Александра Монаселидзе (Сванидзе). В 1921 году Якова привезли в Москву, где он впервые увидел отца. У Сталина была уже новая семья. Яков говорил только по-грузински, был молчалив и застенчив. Отец сразу невзлюбил его, называл волчонком. Но мачеха, Надежда Аллилуева, Яшу опекала и заботилась о нём.
Школу Яков окончил с отличными оценками, выигрывал все шахматные турниры, но вступил в конфликт с отцом из-за тайного брака с 16-летней дочерью священника Зоей Гуниной. В результате Яков пытался застрелиться, но пуля прошла навылет. Сталин стал относиться к нему ещё хуже. При встрече он издевательски бросил сыну: «Ха, не попал!».
Яков с женой уехал в Ленинград и стал жить отдельно. Впрочем, скоро этот брак распался, Яков в 1935 году окончил Московский институт инженеров транспорта и затем в 1937 году по совету отца поступил на вечернее отделение Артиллерийской академии РККА. По окончании академии в мае 1941 года Яков Джугашвили стал командиром артиллерийской батареи и вступил в ВКП(б).
В начале войны первый сын Сталина становится в звании старшего лейтенанта командиром артиллерийской батареи, которая попадает в окружение под Витебском. За бой у реки Черногостница в Витебской области Яков Иосифович был представлен к награде.
Но 16 июля 1941 года при выходе из окружения возле города Лиозно он пропал. Безуспешные поиски сына Сталина продолжались до 25 июля. А 15 августа газета «Красная звезда» писала:
«Изумительный пример подлинного героизма показал в боях под Витебском командир батареи Яков Джугашвили. В ожесточённом бою он до последнего снаряда не оставлял своего поста, уничтожая врага».
19 июля немецкое командование сообщило, что старший сын «отца народов» попал в плен. А первый допрос Якова состоялся 18 июля 1941 года, когда он был доставлен самолётом в штаб генерал-фельдмаршала Гюнтера фон Клюге. Яков заявил, что он с гордостью защищал свою страну и её политическую систему, но не скрыл своего разочарования действиями Красной армии. Оригинал допроса находится в Центральном архиве Минобороны России. Вскоре гитлеровцы стали разбрасывать над позициями советских войск листовки с фотографией Якова Джугашвили в окружении немецких офицеров и призывами сдаваться в плен.
В немецких лагерях сын Сталина пробыл почти два года. В октябре 1942 года его перевели из офицерского лагеря в Любеке в Заксенхаузен. Всё это время германское командование якобы предлагало обменять Якова Джугашвили на фельдмаршала Фридриха Паулюса, но Сталин отказался. Правда, документальных подтверждений этому нет, а фраза Сталина: «Я солдата на фельдмаршала не меняю», прозвучала впервые в киноэпопее «Освобождение». Хотя и Вячеслав Молотов вспоминал, что Сталин не стал обменивать сына, сказав: «Там все – мои сыны». Также и дочь Сталина Светлана Аллилуева писала о похожем откровении отца: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне».
Смерть Якова Джугашвили в Заксенхаузене была трагической и героической. Вечером 14 апреля он направился через нейтральную тропу к колючей проволоке. После окрика часового Хафриха Яков закричал: «Часовой, стреляй!», подбежал к проволоке под током высокого напряжения и схватился за неё двумя руками. Хафрих выстрелил ему в голову. Пуля вошла в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Однако смерть наступила раньше – от поражения электрическим током высокого напряжения.
В послевоенном фильме «Падение Берлина» режиссёр Михаил Чиаурели хотел вывести Якова Джугашвили как трагического героя войны. Однако Сталин запретил это делать.
Я рассказал лишь о сыновьях Сталина. А ведь воевали и другие дети советского руководства – приёмный сын «отца народов» Артём, сын Никиты Хрущёва Леонид, сын Михаила Фрунзе Тимур, сыновья Анастаса Микояна Степан, Владимир и Алексей, дети Василия Чапаева Александр и Аркадий, Серго Берия…
Светлая им память.

