На Донбассе происходит не что иное, как геноцид — доказывают своим документальным фильмом «Донбасс — истерзанное сердце России» кинокоманда главы поискового движения «Миус-фронт» Андрея Кудрякова и режиссера Руслана Кечеджияна.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Премьера документальной ленты «Донбасс — истерзанное сердце России» состоялась в Ростове-на-Дону вчера, в День памяти жертв геноцида. Последние съемки завершились буквально десять дней назад. Успели закончить работу над картиной к этой дате с огромным трудом, но, по словам режиссёра Руслана Кечеджияна, задуманное реализовали в полной мере.
Это фильм о геноциде. Но его можно и нужно показывать детям. Единственные жуткие визуально моменты — это секунды кинохроники восьмидесятилетней давности: плохо различимые кадры, на которых после освобождения Донбасса извлекали из штреков шахты тела уничтоженных нацистами мирных жителей. Во время Великой Отечественной войны в регионе были убиты более 350 тысяч человек — спустя 80 лет здесь снова погибают безоружные мирные жители.
В этой киноленте нет взрывов, крови, криков и резкой смены кадров — динамики, к которой привык современный зритель.
— Это не то, что я смотрела о Донбассе в последнее время, — призналась ростовская десятиклассница Оксана Смирнова. На премьере фильма вообще было очень много подростков: кто-то пришел с педагогами, другие просто увидев объявление в соцсетях. — Смотрела много: документальные фильмы RT.doc, проекта WarGonzo, работы российских журналистов… Но это совсем не то. Понравилось? Пересматривать не буду. Но да, моим одноклассникам стоит это посмотреть.
Режиссёр Руслан Кечерджиян в беседе с корреспондентом «НВ» подтвердил: да, осознанно ушли от модного сейчас «репортажного» стиля и создали картину по классическим канонам. Замысел был именно таким: вдумчиво и без излишнего эмоционального давления дать слово главным героям картины — и позволить зрителям на фоне увиденного и услышанного сделать собственные выводы.
Да и каким образом можно вообще дополнительно нагнетать эмоции, когда обычные бабушки и подростки, вдовы, старики и маленькие дети говорят одно и то же: «Нас убивают. Мы просто хотим жить»?..
Нет и острых поворотов сюжета, поэтому его можно сразу раскрыть: создатели фильма «Донбасс — истерзанное сердце России» выслушали обычных жителей городов, оказавшихся на передовой. Люди рассказывали не по паре фраз, а кто сколько мог: как прятались в подвале, перевязывали своей майкой израненную осколками ногу пятилетнего сына, хоронили в яме из-под снаряда соседскую старушку, слышали долгожданное: «Есть кто живой? Это свои, русские…», выносили на руках из разрушенного дома скончавшуюся от сердечного приступа супругу…
Рассказы людей, которые ничем не отличаются от наших с вами соседей по лестничной клетке, в том числе и говором, перемежаются репликами бойцов СВО. Их записывали во время переездов съемочной группы из одного населенного пункта к другому. На контрасте — комментарии экспертов: историка, политолога и даже художника о происходящей внешнеполитической обстановке и ее истоках.
Единственная острая сцена киноленты — это последние кадры, снятые на Аллее ангелов в Донецке. Мама убитой снарядом год назад девочки приходит с цветами к мемориалу. Она не произнесет не слова в фильме, просто на пару мгновений замрет перед заваленной игрушками гранитной плитой — и мало кто в переполненном кинозале в этот момент сможет сдержать слезы.
Авторского текста в виде голоса ведущего или подстрочника в фильме тоже нет. Он весь — от первого кадра до последнего — является главным выводом или даже ощущением, которое появилось у донских поисковиков за год работы в Донбассе.
— Не передать того ужаса, когда мы осознали: всё то, что мы наблюдали по результатам своей поисковой работы в Ростовской области — в Шахтах, под Сальском и во многих других местах — происходит на самом деле здесь, всего в сотне километров от нас, и прямо сейчас, — рассказал автор сценария Андрей Кудряков.
Уже после фильма донские поисковики, пришедшие на премьеру, многократно подтвердят: четкие аллюзии на происходящее 80 лет назад в наших местах — на Восточном Донбассе и Миус-фронте — они обнаруживали в течение последнего года почти ежедневно. «Даже окопы. Вы представляете, эти нацики прятались в тех самых окопах, которые были вырыты во время Великой Отечественной войны, — рассказывали они. — И методы, подходы и отношение к безоружным — то же самое, как у фашистов».
Слово «геноцид» в киноленте несколько раз произносится, но к этому выводу можно прийти и самостоятельно. Все показанное и рассказанное приводит к осознанию: на Донбассе, который в советское время называли сердцем страны, идет «форма массового насилия с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую или расовую группу как путем убийства членов этой группы или причинением серьезных повреждений, так и мерами, рассчитанными на предотвращение деторождения в этой группы или создание рассчитанных на это условий».
Подтверждения каждого пункта из этой академической трактовки термина в киноленте есть. А еще того, что на Донбассе живут стойкие, мужественные и добрые люди, которые просто хотят жить на своей земле в своих домах — и верят, что это время настанет.
На премьеру документального фильма «Донбасс — сердце России» в кинотеатре «Горизонт» пришло очень много зрителей — это стало неожиданностью даже для съемочной группы. Все 50 минут фильма десятки человек стояли в проходах, сидели на ступеньках или просто прислонившись к стене.
Создатели фильма пообещали, что по приглашению готовы приезжать с показами в школы и другие образовательные учреждения — фильм был адресован в том числе и молодому поколению россиян. В дальнейшем, «Донбасс — сердце России» будет опубликован на онлайн-площадках и, возможно, переведен на другие языки.
Фильм был снят АНО «Военно-исторический центр в Южном округе» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Донецкой и Луганской народных республиках, одна из сцен — в Ростовской области.