Признаков растущей общественной зрелости наших сограждан становится все больше.
Не прошло и двух дней, как проведенное было в Ростове летнее сокращение числа единиц подвижного состава общественного транспорта на ключевых маршрутах отыграли назад.
Возмутилось городское сообщество, и без того недовольное работой ростовских автобусов, трамваев и троллейбусов. Народ справедливо полагал, что, лишившись с полсотни с лишним машин, транспортная система мегаполиса этим летом впадет в окончательный ступор.
Понятно, что первыми свои претензии заявили обитатели отдаленных микрорайонов. Таких, как микрорайон Суворовский, где транспортная и дорожная проблемы лидируют в перечне осложняющих жизнь неурядиц. С уменьшением же числа автобусов, и в лучшие времена с трудом обеспечивавших транспортную связь жилмассива с центром Ростова, проблема вообще вырастает до критических размеров. Не удивительно, что жители Суворовского сравнили транспортную новацию с попыткой лишить их воздуха. Дело дошло до обращения граждан в прокуратуру.
И тут – о чудо! – из-за стен городской администрации прозвучал сигнал отбоя, и в итоге пассажирский транспорт южной столицы оперативно вернулся к работе по зимнему графику.
Не было долгих и нудных брифингов чиновников с рассказами о неусыпной заботе властей о благе горожан. Обошлось и без шумных митингов самих граждан. Сработала простая и четкая схема: народ сказал – власть сделала. Людям было обещано обратить пристальное внимание на работу транспортных компаний, обслуживающих внутригородские маршруты. И сегодня это обещание выполняется. С транспортников власти требуют полной мерой, не останавливаясь перед разрывом муниципального контракта и инициированием возбуждения дел в антимонопольной службе.
Таков результат. Неожиданно отрадный. Хотя почему неожиданно? В данном случае люди просто эффективно воспользовались легальными рычагами взаимодействия с властными структурами. Проявили себя разумной и консолидированной общественной силой. Вот и все.
Сработало то самое гражданское общество, именем которого у нас принято клясться и божиться уже добрых три десятка лет. И которое до недавней поры оставалось подобием поручика Киже из исторического анекдота. Этакой «фигурой, лица, не имеющей». Сегодня в ростовской транспортной истории мы это лицо увидели.
Тем этот частный эпизод с возвращением убранных было автобусов и ценен. Образно говоря, на вернувшихся к ним машинах граждане устремятся вперед и выше – туда, где мнение общества учитывается безусловно. И где попытка чиновника игнорировать это мнение или поступить вопреки ему означает крах карьеры.
Пока такое положение – это, скорее, идеал в духе футуристических фантазий братьев Стругацких. Хватает с лихвой еще случаев, когда для описания ситуации годится знаменитая пушкинская ремарка «народ безмолвствует». Так, при практически полном молчании городского сообщества Ростов лишился кинотеатра «Россия» и ряда других знаковых архитектурных объектов. Молчание до поры до времени сопровождало и печально знаменитую «ростовскую транспортную революцию» 2018 года.
Правда, в конце концов, именно ее неудача спровоцировала отставку тогдашнего ростовского градоначальника. Так же, как другому градоначальнику пришлось уйти на волне общественного возмущения вскоре после катастрофического ливня, накрывшего Ростов в июне 2016 года.
Возмущение – пусть и запоздалое – вызвала и предпринятая вторично попытка монетизировать транспортные льготы донских ветеранов. Убаюканное поначалу разговорами о тысячерублевой «прибавке к пенсии» ветеранское сообщество, в конце концов, пришло в себя. И настояло на внедрении наиболее естественной и логичной в данном случае схеме добровольного выбора вида льготы: либо в натуральном, либо в денежном ее выражении. Идею поддержал губернатор, и в итоге уже через десять дней этот более справедливый, основанный на выборе порядок начнет действовать.
Можно еще вспомнить, как люди вступились за ростовскую рощу СКА, как защитили от вырубки другую рощу – в батайском Авиагородке. Назвали ее Парком Победы – в честь посадивших здесь много лет назад деревья ветеранов-фронтовиков и будущих космонавтов.
Стоит упомянуть и случившуюся там же попытку построить торговую точку буквально впритык к окнам жилого дома. И здесь позиция граждан помогла власти принять справедливое решение и отменить ухудшающие жизнь людей планы.
Во всех названных эпизодах тему активно освещало «Наше время». А когда уже самой газете понадобилась поддержка, читатели дружно высказали областным властям свое мнение, дав оценку попыткам закрыть издание. За что мы не можем не быть благодарны людям.
И пусть в данном случае мнение гражданского общества было проигнорировано, это совершенно не означает, что людскую поддержку мы потеряли. Напротив, выходя сегодня в интернет-пространстве, мы поддержку донского гражданского общества продолжаем ощущать. Чувствуем, как оно набирает новые силы. И будем по мере возможностей продолжать этому содействовать. Ведь многое из того, что обозначено на заглавной картинке, еще придется в нашей жизни утверждать.