
Размышления о вкладе союзников в общую победу

Дань памяти
Долго думал над темой прошедшей недели. Хотя, казалось бы, всё очевидно – 9 мая, святой для каждого из нас День Победы. Каждый год об этом пишу. Однако на сей раз решил взглянуть несколько иначе.
Ведь капитуляция нацистской Германии – великий праздник не только дл нас. Его отмечают все страны антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Великобритания, Канада: именно они понесли со своей стороны самые большие потери в войне. Конечно, ни в малейшей мере не сравнимые с нашими, но всё же немалые.
Почему я решил вспомнить об этом именно сейчас? Потому, что наряду с нашими героями хочу отдать дань памяти американским, британским, канадским, австралийским, новозеландским, французским ребятам, которые сражались и сложили головы за наше общее дело. Мы можем спорить о политиках, о тайных интригах и прочем, но должны с огромным уважением относиться к простым парням, которые положили свои жизни на алтарь победы над страшным врагом.
Но есть и другая причина. К сожалению, на Западе мы видим стремление «приватизировать» победу над третьим рейхом и его сателлитами, принижая заслуги СССР и отдавая все лавры союзным войскам. Несмотря на возмущение наших патриотов, я понимаю эти устремления: каждому хочется видеть себя главным героем. Однако и чувства реальности терять не надо.
Поэтому мне хочется рассказать именно о реальном вкладе союзников. Который был немалым. Но далеко не решающим.
«Почему британская армия боится немцев»?
Возможность высадки союзных сил в Европе обсуждалась ещё в декабре 1941 года на встрече лидеров США и Англии Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Впрочем, СССР в этой операции ещё серьёзно не рассматривался, хотя Сталин настойчиво добивался открытия «второго фронта» на Западе, чтобы сократить потери Красной Армии.
Но прежде всего британцы не стремились помогать СССР в этом деле. Хотя прекрасно понимали, что именно на Восточном фронте решается судьба второй мировой. Это признавал позже и сам Черчилль в своей книге «Вторая мировая война». Он писал: уже начиная с 1941 года было очевидно, что вторая мировая идёт только в России, а остальных уголках земного шара происходят стычки, не способные решить исход противостояния.
Между тем осенью 1942 года Черчилль лично прилетел в Москву, чтобы сообщить Сталину о невозможности открытия второго фронта. Это было во время наступления немцев к хребтам Кавказа и берегам Волги.
«Дядюшка Джо» был возмущён. Вот как описывал это сам Черчилль: «Сталин, который стал нервничать, сказал, что он придерживается в военных вопросах другого мнения. Человек, который не готов рисковать, не может выиграть войну. Почему мы так боимся немцев? Он не может этого понять. Его опыт показывает, что войска должны быть испытаны в бою. Без этого нельзя получить никакого представления об их ценности... Он считал, что если бы британская армия столько же воевала с немцами, как и русская армия, то она не боялась бы их так».
Это было откровенное издевательство и унижение. Но Черчилль всё вытерпел: «Из того, что говорилось на наших совещаниях, многое меня обижало. Я делал возможные скидки на то напряжение, какое испытывали советские руководители, ведя кровопролитные сражения на фронте почти в две тысячи миль, а немцы находились в 50 милях от Москвы и продвигались к Каспийскому морю». Да на хрен нам скидки, нам помощь была нужна!
Впрочем, сэра Черчилля тоже можно понять. Ведь англичане ещё в конце лета 1942 года пытались провести крупную десантную операцию. 19 августа они произвели высадку англо-канадского морского десанта на оккупированное немецкими войсками французское побережье у городка Дьепп. Это был рейд с целью прощупать систему береговой обороны германских войск, уточнить расположение оборонительных сооружений, захватить пленных и документы и в тот же день возвратиться в Англию. В операции под кодовым названием «Джубула» участвовало свыше 6000 человек, 237 кораблей, 55 танков и 780 самолетов. Внезапность достигнута не была, высадка проходила медленно, что позволило немецким войскам уничтожить десант по частям. В итоге рейда союзники потеряли более 4000 человек убитыми, ранеными и пленными и почти всю технику.
В этой операции англичане впервые применили тяжёлые танки «Черчилль», которые могли преодолевать водные преграды глубиной до двух метров. Однако их встретила сложная система железобетонных заграждений и рвов, так что «Черчилли» не смогли прорваться дальше прибрежной полосы, где были методично уничтожены немецкими танками.
Пехота смогла захватить лишь небольшой участок в пригороде, но превосходящие силы противника быстро сломили сопротивление, и вскоре колонны пленных англичан прошли по улицам Дьеппа, а немецкая пропаганда получила кадры кинохроники разгромленной союзной техники и английских пленных, сдающихся гитлеровским войскам.
К тому же немцы изучили трофейную технику и тактику англо-канадского десанта. Германское командование приказало немедленно усилить прибрежную линию обороны «Атлантический вал» на севере Франции.
Сэр Уинстон понял: с такой армией второй фронт открывать нельзя.
Как водитель такси спас десантную операцию созников
Но уже к середине 1943 года нашим союзникам стало ясно: их промедление с открытием второго фронта может привести к захвату Советским Союзом территории всей Европы. Ведь после Сталинграда в июле-августе 1943-го грянула ещё и Курская битва – крупнейшее танковое сражение второй мировой, в котором Красная Армия наголову разбила германцев и начала безоговорочное наступление на Запад.
Но всё же англичане и американцы до последнего стремились оттянуть высадку своего десанта во Франции. В конце концов, на Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталину удалось добиться заверений в том, что союзническая операция «Оверлорд» («Верховный правитель») будет проведена в 1944 году.
Многие наши историки обвиняют союзные силы в намеренном затягивании операции. Может, оно и так. Но суть не только в этом. Британия, США, Канада и прочие пытались тщательно подготовить высадку, чтобы избежать больших жертв и сделать её наиболее эффективной. Тем более Гитлер понимал опасность второго фронта и ещё в 1941 году отдал приказ о создании оборонительной системы «Атлантический вал» от Норвегии до Испании. Другое дело, что фюрер с подопечными ошибались в направлении основного удара союзного десанта. Они ожидали его переброску через узкий пролив Па-де-Кале. Три года там возводились бетонные бункеры с орудиями больших калибров и пулемётные гнезда, устанавливались сотни противотанковых заграждений и закладывались сотни тысяч мин. А противник между тем готовил высадку со стороны Ла-Манша, в Нормандии, где оборона была куда слабее.
В Британии была развёрнута масштабная, сложнейшая система дезинформации немцев. В графстве Кент создали 150-тысячную «фантомную» армию. Поля были усеяны макетами самолетов, танков, другой техники. С высоты птичьего полета все выглядело как настоящее. В порту появились фальшивые десантные суда. Эфир был забит «липовыми» переговорами, которые предназначались для перехвата немцами. За май 1944 года авиация союзников совершила налеты на одиннадцать немецких аэродромов рядом с Па-де-Кале и только четыре в Нормандии.
И всё же англичане и американцы очень тревожились за успех операции «Оверлод». Английский генерал Фредерик Морган сказал главнокомандующему Дуайту Эйзенхауэру: «Если противник узнает место высадки хотя бы за 48 часов до начала операции, это будет катастрофа».
Так и могло случиться. Сначала английский штабной офицер потерял в Лондоне детальный план высадки, но всё обошлось — папку с надписью «совершенно секретно» принёс водитель такси. Затем американский сержант, которому поручили отправить план операции «Оверлорд» в Пентагон, перепутал его с вещевой посылкой для своей подруги и отправил секретный документ в Чикаго. К счастью, он вовремя заметил свою ошибку, и пакет перехватили в английском порту. Наконец, в апреле 1944 года в порт Портленда на юге Англии ворвался немецкий торпедный катер и атаковал десантные суда американцев. Погибло более шестисот человек, среди которых было около десятка офицеров, знавших детали и место будущей операции. Если бы хоть один из них попал к немцам и не выдержал пыток, операция с высадкой десанта потеряла бы смысл. Но все офицеры погибли.
Операция «Оверлорд» началась 6 июня 1944 года. В ней принимали участие 39 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 отрядов "командос" и "рейнджерс", около 7 тысяч кораблей и транспортных судов, 6 тысяч танков и самоходных орудий, 11 тысяч боевых самолетов. Всего с Британских островов на землю Франции высадилось свыше 2,8 миллиона солдат.
У немцев на участке вторжения было всего три дивизии. Правда, сражались они упорно, и только к концу июля англо-американцам удалось закрепиться на стратегическом плацдарме.
«Оверлорд», или «День Д», считается крупнейшей десантной операцией за всю историю второй мировой войны. Это признал даже Сталин, который 11 июня 1944 года прислал Черчиллю телеграмму: «…Массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Я и мои коллеги не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия с точки зрения его масштабов, широкого замысла и мастерства выполнения».
Действительно, по количеству техники, авиации, личного состава «Оверлорд» даже превосходил наступательную операцию «Багратион» Красной Армии. Другое дело, что на советско-германском фронте у гитлеровцев сражалось 236 дивизий и 18 бригад – сравните с тремя дивизиями на Западе. Конечно, в глубине обороны англо-американцев встречали уже более серьёзные силы.
И англосаксы дрогнули. Осенью 1944 года их наступление захлебнулось. А в декабре немцы перешли в контрнаступление в районе Арденн и нанесли мощнейший удар по войскам США и Англии. 6 января 1945 года Черчилль обратился за помощью к Сталину. И хотя погода не способствовала нашему наступлению, 12 января Красная армия нанесла мощные удары по войскам вермахта от Балтики до Карпат. Немцы были вынуждены прекратить операцию в Арденнах и начали переброску своих войск на восток. Черчилль и Рузвельт горячо благодарили Сталина за помощь. Рузвельт назвал действия Красной Армии подвигом.
Да, победа на третьим рейхом и его сателлитами была достигнута совместными усилиями союзных войск. Мы помним и танковое сражение у Эль-Аламейна, где был разгромлен «лис пустыни» Роммель, и высадку американцев и англичан в Италии, и морские сражения против Японии на Тихом океане, где США потеряли 297 тысяч человек (в войне с Германией было убито 186 тысяч американцев). И, конечно же, особое место занимает «День Д». Как бы то ни было, но война Гитлера на два фронта спасла жизни тысяч наших солдат.
Но факт остаётся фактом: более 80 процентов живой силы и техники немецкие войска оставили на полях сражений в России, на Украине, на Северном Кавказе, в Белоруссии, в Польше, в Восточной Пруссии, в Венгрии, Молдавии и Румынии — всюду, где нацистской Германии противостояли наши вооруженные силы.
Сейчас на Западе пытаются это забыть. А стоило бы помнить.

