
Завтра – День пионерии. Один из тех ностальгических праздников, что задержались в постсоветской России, напоминая каждому из нас о безмятежном детстве и полной надежд и мечтаний юности.
В этот день принято делиться с друзьями разными памятными моментами веселого красногалстучного детства с искрами его костров, песнями и походами, с выездами в колхоз и экспедициями по сбору металлолома и макулатуры. И, конечно, с книгами, которыми тогда зачитывались.
Стоп! Вот насчет книг не уверен. Россия давно уже перестала быть самой читающей страной. Это, как говорится, медицинский факт. Хотя заговорите о книгах – и вы непременно услышите вздохи о таком приятном шелесте перелистываемых страниц, об особом волнующем «книжном» запахе библиотек и прочий ностальгический набор по теме. При этом обязательно лягнут интернет-библиотеки: мол, разве это чтение? С монитора или планшета. Так, имитация, эрзац… Тем самым как бы оправдывается нынешнее нежелание читать. Это у взрослых. Их дети уже ни в чем не оправдываются, считая чтение «кислым занятием» для «ботанов».
Что ж, чтение действительно осталось в далеком пионерском детстве. О нем еще что-то помнят те, кому еще удалось поносить красный галстук. Если учесть, что это самое детство относится самое позднее – к 1992 году – именно тогда прекратила существование Всесоюзная пионерская организация, – то становится ясным, что сегодняшние сорокалетние – это последние, кто еще, возможно, знал и понимал, что такое книга и чтение. Их детям это уже практически не знакомо.
Уж не знаю, какую такую прививку от чтения получили наши люди, но то, что они – как дети, так и взрослые – буквально в одночасье забросили книги, перестав быть гражданами самой читающей в мире страны, это точно. И случилось это 30 с небольшим лет назад, аккурат в ту пору, когда Россия с какого-то перепугу вдруг решила войти в «семью цивилизованных народов».
А в той семье, как известно, усиленно культивировалось так называемое клиповое мышление, что напрочь исключает любую рефлексию – то бишь размышление. А коль скоро читать, не размышляя над прочитанным, невозможно, то книги из обихода стали исчезать. Чтение из удовольствия и источника знаний превратилось в нудноватую обязанность. В атрибут другого скучного занятия – учебы.
Тут можно, конечно, посокрушаться и в очередной раз попытать вскрыть глубинные причины, обусловившие столь грустное положение книги. Однако не станем вновь ругать Интернет. Это, в конце концов, пошло. Будем откровенны: было бы желание – можно прочесть массу интересных книг и в Интернете. Лично мне, например, абсолютно все равно: с планшета я читаю интересную мне книгу или держу в руках традиционный том.
Так что вздохи про шелест страниц и «книжные» запахи – всего лишь отговорки, попытки оправдаться перед самим собой за собственное нечтение. А нечтение старших легко заражает младших. Они и так, плененные гаджетами, отвыкли от «букофф», так еще и родители, можно сказать, потакают. Потакают собственной леностью, выражающейся в нежелании потратить время и хотя бы почитать своему чаду вслух. Пусть хоть в таком виде воспринимает «разумное, доброе, вечное»…
Своему сыну читал вслух с года и лет, наверное, до 13. За это время постепенно знакомил его сначала с детскими книгами, потом с Пушкиным, Гоголем, Жюлем Верном. И с Борисом Житковым, и с Валентином Катаевым, с Кавериным, с Булгаковым… «Мастера и Маргариту» так осилили, «Мертвые души», романы об Остапе Бендере…Перечислять можно долго. Не скажу, что вырастил книгочея. Но человеком нашего культурного кода он стал.
В этом, собственно, и состоит назначение чтения. В помощи самоидентификации человека. Оно порождено всей человеческой цивилизацией, совсем не зря считающейся книжной. Поэтому отказ от чтения – в каком бы то ни было виде – грозит выпадением из этой цивилизации. И если дело дойдет до масс таких выпавших, что более чем вероятно, это поставит цивилизацию на грань гибели.
И если не всю цивилизацию сразу, то отдельно взятую страну уж точно. А ведь отличный способ разделаться с неугодным государством. Что называется, дешево и сердито. Не на такой ли вариант рассчитывали Сорос со товарищи, когда наводняли полки детской литературы наших книжных магазинов комиксами на исторические темы?
Невежество не зря уподобляют слепоте. А куда может забрести такой незрячий, не знающий и не желающий знать ничего, что было до него, не ощущающий за своей спиной многовекового опыта поколений? Вопрос риторический. Ответ на него, увы, очевиден… А тема, без преувеличения, библейская...
Но поймет ее мораль только тот, кто знает или хочет знать больше. Все остальные «обманываться рады». И продолжают радостно брести, не разбирая дороги. Стоит ли присоединяться к таким?
Воспоминания о будущем?

