
Это – строчка из пародийного стихотворения Александра Иванова, был когда-то такой пародист. Писал хлестко и смешно. Часто доставалось от него поэтам и писателям за небрежное обращение с русским языком, неудачные рифмы и литературные штампы.
Я вспомнила эту строчку, когда пришлось прочитать подряд несколько документов из разных сфер: два протокола, решение суда и несколько официальных ответов на жалобы граждан да критические публикации в прессе.
Сильное впечатление производит! Попробуйте прочитать и хотя бы частично понять предложение, которое занимает… 52 строки! Слова в нем вроде бы русские, но не имеющий юридического образования человек теряет смысл фразы где-то на восьмой строчке. «…Предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба муниципальным образованиям (названия), а также охраняемым законом интересам общества и государства, и желая их наступления, действуя в интересах ООО (название), имея и реализуя преступный умысел, направляемый на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, находясь в помещении служебного кабинета, расположенного в помещении Администрации (название), расположенного по адресу…» Это я взяла из середины фразы, там в начале еще «много букав», и потом строк тридцать еще осталось.
Это все написано на русском языке. Правда, он сильно отличается от того, на котором говорят и пишут обычные люди, не юристы. Законникам удается как-то это все понять и переварить. Обычным людям лучше не соваться.
А вот избежать чтения бумаг, написанных чиновниками в ответ на обращения, не удастся никому. И приходится толковать так называемый стиль «делового чиновничьего общения».
Жители Морозовска недавно ознакомились с ответом, поступившим из одного министерства в ответ на срочный призыв о помощи. Погибает речка Быстрая. В нее льют неочищенные стоки, на поверхности воды – белая пена, на берегах то и дело попадается дохлая рыба…
«Министерством (название) в рамках компетенции рассмотрена ваша информация по вопросу загрязнения канализационными сточными водами водного объекта река Быстрая. В соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановлением правительства Ростовской области от 27.09.2021 г… указанному виду контроля (надзора) подлежат контролируемые лица (граждане и организации), осуществляющие хозяйственную (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
По данным государственного реестра (ПТО УОНВОС) установлено, что в непосредственной близости к вышеуказанному адресному ориентиру расположен объект НВОС, эксплуатируемый АО «Клевер», подлежащий региональному государственному экологическому контролю (надзору)…»
Жалея вас, дорогие читатели, дальше перескажу своими словами. Оказывается, существует постановление, которое регламентирует проведение плановых и внеплановых проверок. По этому документу просто прийти с проверкой нельзя, но можно «осуществить профилактические мероприятия». Специалисты министерства провели «профилактический визит», то есть пришли на завод «Клевер» и сказали: не надо нарушать закон. Все!
И ничего, что завод «Клевер» напрочь отрекся от несанкционированных стоков: их там просто нет. А гадость в речку продолжает течь, вода мутная, воняет сильно – на весь город. Вчера вот прислали фотографии – третий раз за месяц произошел замор рыбы…
Нет, со временем, конечно, речка Быстрая помощь получит. Это мы узнали уже из другого письма – ответа на публикацию. На Быстрой провели обследование. По его результатам «установлена необходимость проработки вопроса по расчистке участка реки протяженностью 6,7 км».
Будет ли это, не будет, и если будет, то когда, из документа непонятно.
Много у нас в редакции образцов «чиновничьего стиля». Он серьезно расширяет свои сферы применения. Он звучит с трибун, на нем говорят многие руководители, да и некоторые общественные деятели. Судя по языку, которым написаны заметки наших практикантов, именно на канцелярском языке их учили изъясняться в школах…
Если к этому добавить убогий словарный запас представителей подрастающего поколения, не любящих и не умеющих читать книги, то картина получается удручающая. А ведь язык, как ни крути, это – культурный код нации.

