У меня есть крупный недостаток: я читаю. Проезжая по улице, читаю рекламу на щитах и бегущую строку, вывески, объявления. И – нет, чтобы просто промелькнул текст и забылся, начинаю о нем думать. Чем больше думаю, тем меньше понимаю.
Вот – реклама «Почты России» и «Почта Банка» заодно: милая девушка, склонив голову, улыбается на фоне какой-то бумаги. И слоган: «Почувствуй нашу выгоду!» Послушайте, да мы ее в редакции так чувствуем! С раннего утра нам звонят подписчики с одним и тем же сообщением: не доставили газету. Уже август начался, а некоторые еще и июльские номера не получили. Это при том, что за своевременную доставку по домашнему адресу каждый подписчик заплатил авансом. В цене подписного комплекта газеты около 60 % – сумма Почты. Чувствуете их выгоду?!
Зачем нужна эта реклама и что именно хотели с ее помощью продвинуть в массы – большая загадка.
Еще большая, практически неразрешимая загадка загадана избирательной комиссией Ростовской области, от чьего имени на телеканалах, в сетях, на уличных экранах размещен ролик «Будь готов сделать выбор». Фигурки людей в спортивной форме явно занимаются на стадионе. Бегущая девушка в кроссовках, прыгающий куда-то юноша, мужчина с ракеткой… «Будь готов сделать выбор! – Всегда готов! – Это мой выбор!»
О чем речь? О выборах в Законодательное собрание Ростовской области. Интересно, по креативному замыслу авторов кого и что символизируют фигурки спортсменов? Депутатов, борющихся за мандаты? Избирателей, которые, вооружившись теннисными ракетками, побегут на избирательные участки?
И главное: для кого этот ролик предназначен? Кого и в чем он должен убедить? Подозреваю, что за это произведение рекламно-агитационного искусства заплачены немалые деньги. Прибавьте к этому размещение на всех каналах и других информационных платформах. Получатся очень хорошие деньги! Хотелось бы знать: кто-то сможет проанализировать целесообразность и эффективность использования в данном случае бюджетных средств?
Не знаю, как остальных избирателей, а меня этот ролик почему-то заставил вспомнить фельетон Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Равнодушие». Там есть эпизод, когда остолбенелому взору потомственного горожанина предстоит отечески увещевающий плакат:
«Коль свинью ты вдруг забил,
Шкурку сдать ты не забыл?
За нее, уверен будь,
Ты получишь что-нибудь».
Прелесть в том, что размещен плакат… в трамвае.
«Хорошо, посмотрим. В вагоне – 28 мест для сидения, 6 мест на задней площадке… Итого – 245 человек в различных прихотливых позах. Кто из них мог вдруг забить свинью?» – восклицают авторы. И приходят к простому выводу: стишки в московский трамвай разместил кто-то «из цепочки унылых людей, работающих только ради видимости».
Давненько это было написано, но ведь вспомнилось. Потому что на наших улицах, телеэкранах, в социальных сетях по-прежнему полно бессмысленных, изготовленных равнодушной рукой призывов, рекламных слоганов, видеоклипов. Неистребимая штука!