Дата публикации:
4 авг 2023 г.
Сегодня впору вспомнить эти слова гетмана Хмельницкого
1310
Так чей же он всё-таки герой?
Нынче «незалэжные» идеологи нагнетают страсти вокруг всего русского – языка, литературы, истории… Сносят памятники нашим полководцам, политикам, писателям, поэтам. Но одна историческая личность остаётся важнейшим героическим символом обоих враждующих государств. Это – гетман Богдан Михайлович Хмельницкий, благодаря которому к России в 1654 году присоединилось Запорожское казачье войско (Запорижска Сич), то есть значительная часть тогдашней Малороссии. Позднее советская историография обозначит этот процесс как «воссоединение Украины с Россией». Хотя никакой «Украины» как государства не существовало в помине. Послание русскому царю Алексею Михайловичу (Тишайшему) с нижайшей просьбой принять Запорожское войско «под крепкую и высокую руку государскую» подписано так: «Вашему царскому величеству нижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с войском его королевской милости Запорожским». То есть в подписи гетмана нет ни названия государства, ни названия народа, его населяющего. Просто констатация факта: Хмельницкий и его войско являются подданными государя Польши. И хотят стать подданым русского царя.Так почему в нынешней Украйне великий гетман до сих пор не оплёван? То есть горячие споры вокруг его личности ведутся, однако дальше полемики дело не идет. Всё так же отличившихся «гэроев» награждают орденом Богдана Хмельницкого (за военные действия против России, к которой он когда-то присоединился с православными малороссийскими козаками!), о нём снимаются фильмы, ему установлены десятки памятников, его портрет украшает купюру в пять гривен, существует Хмельницкая область и её центр – город Хмельницкий… 15 декабря 2017 года Отдельный Киевский полк президента Украины получил наименование «Отдельный президентский полк имени гетмана Богдана Хмельницкого». Как же так? Ведь, по сути, гетман –«предатель» великого племени укров. Ну что сказать… Тайна сия велика есть.
Что касается России, тут всё понятно. Ещё во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, был учреждён полководческий орден Богдана Хмельницкого. На острове Итуруп Большой Курильской гряды есть вулкан Богдана Хмельницкого. Фигура гетмана увековечена на северо-восточной стороне памятника Тысячелетие России в Великом Новгороде. Именем Хмельницкого названо Ульяновское высшее военно-техническое училище, в городе также воздвигнут памятник гетману. В Москве с 2004 года есть мост Богдана Хмельницкого.
И вот, учитывая, что 6 августа – годовщина смерти выдающегося казачьего полководца и политика, хотелось бы подробнее рассказать о его личности и делах.
«В Бога верую, горилку пью!»
Фигура Хмельницкого неоднозначна. Вообще-то по рождении (6 января 1596-го по новому стилю) Богдан Михайлович был крещён как Зиновий и происходил из шляхетского рода Хмельницких. В первых своих сражениях он был известен как Зиновий Хмель. По одной из версий, Богданом назвал Хмельницкого польский король Владислав IV, которого Зиновий спас от пленения в сражении против русских войск под Москвой в 1635 году. Якобы Владислав, вручая герою золотую саблю за храбрость, сказал: «Зиновий Михайлович Хмельницкий был нам Богом дан во спасение». С тех пор якобы у будущего гетмана появилось второе имя, и он стал зваться Богдан-Зиновий. Впрочем, возможно, это всего лишь легенда.То есть легенда о том, что король дал ему второе имя. А насчёт участия Хмельницкого в сражениях против русских – чистая правда. Гетман вообще с лёгкостью менял союзников. Сегодня бился бок о бок с татарами, поляками, шведами, завтра – выступал против них и лупил бывших соратников, присоединяясь к их врагам.
Но вернёмся к детству Богдана-Зиновия. Вначале мальчика отдали в киевскую братскую школу. После её окончания Хмельницкий поступил в Иезуитский коллегиум во Львове. Здесь он получил отличное образование, которое могло бы дать ему возможность сделать блестящую карьеру при дворе какого-нибудь крупного шляхтича. Однако юноша так и не перешёл в католическую веру, сохранив верность православию, а военную карьеру решил сделать не где-нибудь, а в Запорожской Сечи. Этому способствовало то, что его отец, Михаил Хмельницкий, был осуждён за «баницию», что подразумевало под собой нападения на имения соседей, произвол, отказ подчиняться судебным решениям, долги и тому подобные «шалости». Спасаясь от уголовного наказания, Хмельницкий-старший бежал поближе к Дикому Полю и запорожцам, куда рука польского правосудия дотянуться не могла. Ну, а его сынок решил податься в казаки (или, на мове – в козаки).
Что же собой представляла Запорижска Сич, которая присоединилась позже к Московскому царству? Прекрасную картину оставил нам Николай Васильевич Гоголь:
«Всякий приходящий сюда позабывал и бросал всё, что дотоле его занимало... Они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов; здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь, и жизнь во всём разгуле. Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были те, которые знали, что такое Гораций, Цицерон и Римская республика…. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу…
Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:
– Здравствуй! во Христа веруешь?
– Верую! – отвечал приходивший.
– И в Троицу Святую веруешь?
– Верую!
– И в церковь ходишь?
– Хожу.
– А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
– Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень.
Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».
В эту компанию и вписался Зиновий Хмель. Очень скоро бравого козака приметил сам атаман Сагайдачный и стал брать его с собой в походы.
Богдан и д’Артаньян
Боевое крещение Хмельницкий получил в польско-турецкой войне 1620–1621 годов. Там он попал в турецкий плен, откуда через два года не то был выкуплен, не то бежал. После освобождения будущего гетмана зачислили в реестровое козачество, то есть в ряды козаков, которые находились на службе польского короля (в отличие от полубандитской запорожской вольницы). Хмельницкий участвовал в морских походах запорожцев. В 1629-м козацкое войско захватило даже предместье Константинополя. Есть в биографии гетмана и ещё более любопытная страница. Во время войны Франции с Испанией (1644–1646) Богдан с двухтысячным отрядом казаков участвовал в осаде крепости Дюнкерк на стороне кардинала Мазарини. Крепость штурмовал и Шарль Ожье де Батц де Кастельмор д’Артаньян, известный нам по трилогии Дюма-отца о мушкетёрах.Быть бы Богдану Михайловичу знатным польским лыцарем и верным слугой Ржечи Посполитой, кабы не личная трагедия, которая перевернула его жизнь. Когда в 1646 году Хмельницкий был в отъезде, в его владения вторгся польский шляхтич Данило Чаплинский, который разграбил хутор Суботов, засёк почти до смерти сына (от первого брака) будущего гетмана и увёз женщину, с которой Богдан собирался венчаться. Хмельницкий обратился в суд, но жалобу не приняли. «Что же, бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?» – издевательски бросил король Владислав.
Ох, зря он это сказал…. Взбешённый Хмельницкий собрал козаков, чтобы бросить их в бой с поляками «за веру руськую». «Степные рыцари» поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Под знамёна Войска Запорожского Богдан-Зиновий собрал огромную рать – до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Объединившись с татарами, они одержали ряд громких побед над ляхами: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем.
В декабре 1648 года Хмельницкий въехал в Киев, где его приветствовали как «Моисея», «спасителя и освободителя народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и благословил на войну с поляками. А раз грехи отпущены, козаки бросились обильно проливать не только польскую, но и еврейскую кровь, устраивая дикие погромы, за что гетмана прозвали «Хмель-злодей».
Польским послам, прибывшим в Киев, гетман объявил: «Ныне я единовладец и самодержец руський … Выбью из лядской неволи весь руський народ, …буду воевать за нашу веру православную… Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать».
Весной 1649 года удача отвернулась от козаков. Хмельницкий вынужден был заключить сначала Зборовский (1649), а затем Белоцерковский (1651) мир и присягнуть на верность польскому королю как своему государю.
Но между тем Богдан постоянно искал, под чьё бы покровительство увести своих запорожцев из-под «ляхов». В июне 1648 года он умоляет русского царя: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь». Но Алексей Михайлович колебался. Дело в том, что и до Хмельницкого южное население Подднепровья постоянно поднимало бунты, и вожаки обращались к московскому царю с мольбой принять их в подданство.
Все выступления подавлялись быстро и с особой жестокостью.
Отчаявшись, Хмельницкий пытается «прилепиться» к другим правителям, ведя с ними переговоры. И всё же, когда 8 января 1654 года в городе Переяславле собралась козацкая рада, на которой Хмельницкий предложил запорожцам выбрать для себя одного из государей – султана турецкого, хана крымского, короля польского, господаря трансильванского («семиградского») или царя московского, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!». Так оно и произошло.
А Хмельницкий… Лучше всего о нём отозвался известный украинский историк Михаил Грушевский: «Он слишком хитрил и мудрил, больше заботясь… о заграничной помощи, чем о развитии сил, выдержки, сознательности и энергии в собственном народе». Возможно, такая политика и до сей поры этому народу аукается.
И всё же помянем великого гетмана добрым словом. Он, что ни говори, многое сделал для воссоединения единой руськой нации, разделённой сегодня вновь бессмысленной, кровавой междоусобицей.