
Решение убрать произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя из ЕГЭ по литературе поначалу взбудоражило общество. Госдума отправила запрос, Минобр начал объяснять, что ничего страшного не произошло, а Пушкина и иже с ним никто не убирал. И читать его надо.
Просто в перечне тем, которые выпускники должны знать, чтобы сдать ЕГЭ, нет теперь «Слова о полку Игореве» и самых выдающихся писателей и поэтов первой половины 19-го века. Общество немного пошумело, но потом успокоилось, потому что в Рособрнадзоре объяснили: дети Пушкина и Гоголя должны изучить и сдать в рамках ОГЭ. А на Едином государственном экзамене оценивают, прежде всего, знание тех произведений, которые читают в 10-11 классах.
В нашем информационно насыщенном мире уже давным-давно отвыкли серьезно и до конца разбираться в проблемных вопросах. Написали (рассказали, показали), растиражировали, пошумели и… забыли. Тема быстро уходит из ТОПа и забывается. И вроде как острота вопроса снята…
Боюсь, что в данном случае последствия решений чиновников заставят нас еще не раз вернуться к теме. Аукнется это нам, ох, аукнется.
В страшном документе под названием «Кодификатор ЕГЭ» (тот самый перечень тем для экзамена) содержится указание, что при выполнении ряда заданий можно привлекать произведения Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Пушкина и других классиков, которых проходили в 5-9 классах.
Послушайте, неужели серьезные дяди и тети от образования верят, что дети добровольно будут читать произведения, ненужные для ЕГЭ?! Мы же их сами долгое время приучали к тому, что главное – сдать ЕГЭ? Остальное – уже неважно. Теперь в это «неважно» попали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. После исчезновения этих авторов из Кодификатора значительно сократилось и количество заданий по произведениям литературы первой половины 19 века.
Экзамен условно разделен на две части: тест, четыре развернутых ответа и большое сочинение. Если раньше в первой половине детям могли попасться отрывки из текстов, начиная от «Слова о полку Игореве», то теперь список урезали: в нем всего 12 произведений.
А теперь вопрос: дети будут читать эти 12 произведений или начнут перечитывать Пушкина, Лермонтова и Гоголя? Ответ очевиден. Прошли «Евгения Онегина» в 9 классе – все, хватит, можно к экзамену не перечитывать.
Из вариантов тем для сочинений полностью убрали блок про литературу первой половины 19 века. А ведь в заданиях встречаются и «каверзные» вопросы. Например, надо назвать произведения отечественной поэзии первой половины 19 века, в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя, и сравнить со стихотворением Николая Заболоцкого. Читал бы перед экзаменом Пушкина и Лермонтова – глядишь, и справился бы. А теперь как? Вспоминай, что когда-то что-то читал?
Мне часто приходится слышать сетования на то, что молодые специалисты, приходящие на работу в разные сферы, не умеют анализировать, выстраивать логические цепочки, понимать причинно-следственную связь явлений… Так откуда же им это уметь, если мы еще в школе убиваем в них зачатки критического мышления?!
Пример: в первой части экзамена по литературе есть задание с развернутым ответом, где предполагается сопоставительный анализ. Нужно просмотреть фрагмент прозы или пьесы и вспомнить: с каким произведением его можно сравнить. Например, читаете фрагмент «Грозы» Островского и стараетесь вспомнить, в каком еще произведении литературы есть «маленькие люди». Не сможет школьник этого сделать! Потому что гоголевскую «Шинель» и пушкинского «Медного всадника» из «Кодификатора» убрали. Вот тебе и тема маленького человека в русской литературе!
Все эти «чиновные изыски» приводят к грустным выводам: нам не нужны люди, способные мыслить. Нам незачем заставлять души трудиться, да и мозги заставлять работать ни к чему. Получается, что пора забыть о том, что говорим мы, пишем и пока еще читаем на языке Пушкина...

